Презентация, доклад на тему Семинар – практикум на тему: Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии

Содержание

Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогическиой работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии)

Слайд 1



Подготовил
учитель-логопед:
Багаутдинова А.Ф.
Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии
Семинар – практикум
на тему:

Подготовилучитель-логопед:Багаутдинова А.Ф.Дифференцированный логопедический массаж при дизартрииСеминар – практикум на тему:

Слайд 2Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогическиой работы, направленной на коррекцию

различных речевых расстройств.
Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами.
При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогическиой работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в

Слайд 4Цель: нормализировать мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, создать положительные кинестезии

в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.
Цель: нормализировать мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, создать положительные кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно

Слайд 5 Задачи:

Изучить методическую литературу по проблеме исследования

дифференцированного логопедического массажа при дизартрии;
Ознакомить педагогов с приемами дифференцированного логопедического массажа, направленного на коррекцию дизартрических расстройств;
Способствовать развитию интереса к данным комплексам упражнений и введению её в практическую деятельность.
 Задачи:    Изучить методическую литературу по проблеме исследования дифференцированного логопедического массажа при дизартрии;

Слайд 6Е.Ф. Архипова предлагает комплексы дифференцированного логопедического массажа      


I. комплекс упражнений логопедического массажа

при ригидном синдроме (высокий тонус).

II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус)

Е.Ф. Архипова предлагает комплексы дифференцированного логопедического массажа       I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий

Слайд 7I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).


Цель: обеспечить

успокаивающие действия, приведение мышц в состояние полного покоя.
Движения должны быть очень легкими, реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию.
I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).Цель: обеспечить успокаивающие действия, приведение мышц в состояние

Слайд 8Массаж шеи
       Упражнение № 1        Цель: расслабление мышц плечевого пояса.       Описание: проводят поглаживания шеи сверху

вниз.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются двумя руками.       Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.

Массаж шеи       Упражнение № 1        Цель: расслабление мышц плечевого пояса.       Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.       Методические рекомендации.       Поглаживающие

Слайд 9Массаж лба
       Упражнение № 2       Цель: приведение мышц лба в состояние покоя.       Описание: легкое поглаживание

лба от висков к центру.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.

Упражнение № 3        Цель: обеспечение расслабления мышц лба.       Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.

Массаж лба       Упражнение № 2       Цель: приведение мышц лба в состояние покоя.       Описание: легкое поглаживание лба от висков к

Слайд 10Массаж щек
       Упражнение № 4       Цель: расслабление щечной мышцы.       Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по

поверхности щек.       Для достижения большего эффекта эти же движения
можно осуществлять с внутренней стороны щек.
      
 Упражнение № 5       Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.       Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.       Методические рекомендации.       Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7—10 раз, 2–3 раза в день.

Упражнение № 6       Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта.       Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа.       Методические рекомендации.       Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза, 2–3 раза в день.
Массаж щек       Упражнение № 4       Цель: расслабление щечной мышцы.       Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек.       Для достижения

Слайд 11Массаж скуловой мышцы
       Упражнение № 7       Цель: расслабление скуловых мышц.       Описание: легкое поглаживание от мочек

ушей к середине подбородка.       Методические рекомендации.       Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.
Массаж скуловой мышцы       Упражнение № 7       Цель: расслабление скуловых мышц.       Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.

Слайд 12 Массаж губ
Упражнение № 8        Цель: расслабление губ и

круговой мышцы рта.       Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.       Методические рекомендации.       Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день.
       
Упражнение № 9        Цель: расслабление губ.       Описание: легкое описание губ от углов рта к центру.       Методические рекомендации.       Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день.

Упражнение № 10        Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.       Описание, поглаживание круговой мышцы рта.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.       
 Массаж губ    Упражнение № 8        Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.       Описание: легкое поглаживание

Слайд 13Массаж языка
Упражнение № 11       Цель: расслабление мышц языка.       Описание: легкое

поглаживание языка от кончика языка к его корню.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз 2–3 раза в день.
       Упражнение № 12        Цель: расслабление корня языка.       Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.       Методические рекомендации.       Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд 2–3 раза в день.
Массаж языка    Упражнение № 11       Цель: расслабление мышц языка.       Описание: легкое поглаживание языка от кончика

Слайд 14II. комплекс упражнений логопедичес-кого массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого

тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

Цель: следить за ответной реакцией в других группах мышц.
Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т. к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки.     

II. комплекс упражнений логопедичес-кого массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).Цель: следить

Слайд 15Массаж шеи
       Упражнение № 1       Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса.       Описание: производят круговыми

движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими.
      
 Упражнение № 2       Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.       Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6—10 раз, 2–3 раза в день.
Массаж шеи       Упражнение № 1       Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса.       Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади

Слайд 16Массаж лба
       Упражнение № 3        Цель: расслабление лобных мышц.       Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба

от висков к центру лба.       Методические рекомендации.       Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6—10 раз 2–3 раза в день.
       Упражнение № 4       Цель: расслабление лобных мышц.       Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.       Методические рекомендации.       Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза, 2–3 раза в день.
Упражнение № 5        Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры.       Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими.
Массаж лба       Упражнение № 3        Цель: расслабление лобных мышц.       Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру

Слайд 17Массаж области глазниц
       Упражнение № 6        Цель: расслабление мышц окружности глаз.       Описание: выполняется поглаживание круговой

мышцы глаза.       Методические рекомендации.       Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц.
Массаж области глазниц       Упражнение № 6        Цель: расслабление мышц окружности глаз.       Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза.       Методические рекомендации.

Слайд 18Массаж щек
       Упражнение № 7        Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц,

поднимающих верхнюю губу.       Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.       Методические рекомендации.       Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день.
Массаж щек       Упражнение № 7        Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу.       Описание: выполняются

Слайд 19Точечный массаж щек
       Упражнение № 8       Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба.       Описание:

осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.       Методические рекомендации.       В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день.
Точечный массаж щек       Упражнение № 8       Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба.       Описание: осуществляется массаж одновременно в

Слайд 20Массаж скуловой мышцы
       Упражнение № 9        Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю

губу и угол рта.       Описание: легкое пощипывание скуловых мышц
от мочек ушей к середине подбородка.       Методические рекомендации.       Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень легкими.

Упражнение № 10        Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.       Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.       Методические рекомендации.       Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3–4 раза, 1 раз в день.
Массаж скуловой мышцы       Упражнение № 9        Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.       Описание:

Слайд 21Массаж губ
       Упражнение № 11        Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней

части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.       Описание: легкое поглаживание круговой мышцы
рта.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрелке. Массажные движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
      
 Упражнение № 12       Цель: расслабление мышц губ.       Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
Массаж губ       Упражнение № 11        Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу

Слайд 22Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах
       Упражнение № 13        Цель: снятие мышечного беспокойства в

речевой мускулатуре.       Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.       Методические рекомендации.       Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд.      
  Упражнение № 14        Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре.       Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне.       Методические рекомендации.       Массажные движения осуществляются подушечками указательных пальцев.
Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах       Упражнение № 13        Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре.       Описание: проводится перекрестный

Слайд 23Массаж языка
       Упражнение № 15        Цель: расслабление продольных мышц языка.       Описание: легкое похлопывание кончика языка

к корню языка.       Методические рекомендации.       Похлопывание осуществляется при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
Упражнение № 16       Цель: расслабление поперечных мышц языка.       Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
Массаж языка       Упражнение № 15        Цель: расслабление продольных мышц языка.       Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка.       Методические

Слайд 24Точечный массаж языка при гиперкинезах
       Упражнение № 17        Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.       Описание:

проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках.       Методические рекомендации.       Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке.
Упражнение № 18       Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.       Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.       Методические рекомендации.       Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальцев или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 6—10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт.
 Упражнение № 19       Цель: расслабление корня языка, подавление гиперкинезов.       Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки.       Методические рекомендации.       Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4–5 секунд.      
Точечный массаж языка при гиперкинезах       Упражнение № 17        Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.       Описание: проводится точечный массаж языка,

Слайд 25III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус)
Цель: укрепить

мышцы.
Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.
III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус)Цель: укрепить мышцы.  Движения проводятся интенсивно, с

Слайд 26Массаж лба
      Упражнение № 1        Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: поглаживание лба от

середины к вискам.       Методические рекомендации.       Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.
Упражнение № 2       Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: разминание лба от середины к вискам.       Методические рекомендации.       Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6–8 раз, 2 раза в день.              
Массаж лба      Упражнение № 1        Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: поглаживание лба от середины к вискам.       Методические

Слайд 27Упражнение № 3       Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: растирание лба от середины

к вискам.       Методические рекомендации.       Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.       
Упражнение № 4       Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам.       Методические рекомендации.       Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.
Упражнение № 5       Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: постукивание лба от середины к вискам.       Методические рекомендации.       Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
Упражнение № 3       Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: растирание лба от середины к вискам.       Методические рекомендации.

Слайд 28Упражнение № 6        Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: пощипывание лба от середины

к вискам.       Методические рекомендации.       Пощипывания осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.       
 Упражнение № 7        Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.       Методические рекомендации.       Растирания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.
Упражнение № 6        Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.       Описание: пощипывание лба от середины к вискам.       Методические рекомендации.

Слайд 29Массаж щек
       Упражнение № 8        Цель: укрепление мышц щек.       Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц

щек.       Методические рекомендации.       Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течение 6–8 секунд, 2 раза в день.
Упражнение № 9       Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта.       Описание: вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.       Методические рекомендации.       Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8—10 раз, 2–3 раза в день.      
 Упражнение № 10       Цель: активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть.       Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти.       Методические рекомендации.       Движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются по спирали 8—10 раз, 2–3 раза в день.
Массаж щек       Упражнение № 8        Цель: укрепление мышц щек.       Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек.       Методические рекомендации.       Разминание

Слайд 30        Упражнение № 11       Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и

верхнюю губу.       Описание: пощипывание щек.       Методические рекомендации.       Пощипывающие движения осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывания выполняются по кругу 6–8 раз, 2–3 раза в день, против часовой стрелки.
       Упражнение № 12. Точечный массаж, вариант № 1.       Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба.       Описание: массаж производится одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.       Методические рекомендации.        В зоне точки ИН-СЯН массаж производится подушечкой большого пальца, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ – подушечкой указательного пальца и в зоне точки ЭР-МЭНЬ – подушечкой среднего пальца. Сначала производят поглаживания точек, затем легкие пощипывания или легкие постукивания точек. Движения выполняются против часовой стрелки. Особенности ъ: пощипывания следует производить с силой, по степени терпения ребенка, поглаживания необходимо производить с ослабевающей силой.
        Упражнение № 11       Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу.       Описание: пощипывание щек.

Слайд 31Упражнение № 13. Точечный массаж, вариант № 2.       Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих

верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта. Укрепление и активизация большой скуловой мышцы, щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу.       Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.       Методические рекомендации.       Все массажные движения осуществляются подушечкой указательного пальца, способом поглаживания. Осуществляется примерно десять прохождений по всем отрезкам. Поглаживания выполняются против часовой стрелки.
Упражнение № 13. Точечный массаж, вариант № 2.       Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта, мышц,

Слайд 32 Упражнение № 14. Точечный массаж, вариант № 3.        Цель: укрепление и

стимуляция мышц лица.       Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.       Методические рекомендации.       При массировании этих точек производятся импульсивные резкие надавливания, но в то же время поверхностные и кратковременные по 2–3 секунды, с последующим отрывом пальца от точки на 1–2 секунды. Используются так же способы вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Массаж выполняется подушечкой указательного пальца. Вращательные движения осуществляются против часовой стрелки. Массаж одной точки не должен превышать 4 секунд.       Логопед выбирает только один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.
Упражнение № 14. Точечный массаж, вариант № 3.        Цель: укрепление и стимуляция мышц лица.       Описание: проводится

Слайд 33Массаж скуловой мышцы
       Упражнение № 15       Цель: укрепление скуловой мышцы.       Описание: поглаживание скуловой мышцы от

середины подбородка к мочкам ушей.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.       
Упражнение № 16        Цель: укрепление скуловой мышцы и мышцы, опускающей угол рта.       Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.       Методические рекомендации.       Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.
Массаж скуловой мышцы       Упражнение № 15       Цель: укрепление скуловой мышцы.       Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам

Слайд 34      
     Упражнение № 17        Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу.       Описание: проводятся спиралевидные

движения от середины подбородка к мочкам ушей.       Методические рекомендации.       Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.
   Упражнение № 18       Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.       Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.       Методические рекомендации.       Пощипывающие движения осуществляются большим пальцем, который находится сверху и указательными средними пальцами, которые находятся под скуловой дугой. Пощипывающие движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.
            Упражнение № 17        Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу.       Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка

Слайд 35Массаж губ
       Упражнение № 19       Цель: укрепление мышц губ.       Описание: поглаживание губ от середины, к

углам.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения осуществляются подушечками указательных пальцев обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
      Упражнение № 20        Цель: укрепление мышц губ.       Описание: разминание губ от середины к углам.       Методические рекомендации.       Разминания осуществляются подушечками больших пальцев обеих рук. Разминающие спиралевидные движения выполняют 6–8 раз, 2 раза в день.        
Упражнение № 21       Цель: укрепление и активизация мышц губ.       Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам.       Методические рекомендации.       Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, 2–3 раза в день.
Массаж губ       Упражнение № 19       Цель: укрепление мышц губ.       Описание: поглаживание губ от середины, к углам.       Методические рекомендации.       Поглаживающие

Слайд 36        Упражнение № 22       Цель: укрепление и активизация мышц губ.       Описание: пощипывание губ от

середины к углам.       Методические рекомендации.       Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6–8 раз, 2 раза в день.
Упражнение № 23        Цель: стимуляция мышц губ.       Описание: «похлопывание губ от середины к углам.       Методические рекомендации.       Похлопывающие движения необходимо проводить при помощи шпателя или пальцев рук. Движения должны быть достаточно интенсивными. Они осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день.      
 Упражнение № 24       Цель: стимуляция мышц, обеспечивающих подвижность губ.       Описание: обкалывание губ от середины к углам.       Методические рекомендации.       Обкалывание губ следует проводить при помощи зонда «Игла» или при помощи мягкой зубной щетки. Интенсивность обкалывания зависит от степени паретичности мышц. Обкалывание осуществляется 3–4 раза, 1 раз в день.
        Упражнение № 22       Цель: укрепление и активизация мышц губ.       Описание: пощипывание губ от середины к углам.       Методические

Слайд 37 Упражнение № 25        Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта,

мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.       Описание: растирание мышц по носогубным складкам.       Методические рекомендации.       Растирание по носогубным складкам вверх и вниз. Растирание вверх-вниз под углами нижней губы. Выполнять 3–4 раза, 1 раз в день.
Упражнение № 26. Точечный массаж        Цель: укрепление и активизация мышц губ.       Описание: поводится точечный массаж по линии губ от середины к углам губ и по носогубным складкам вниз и вверх.       Методические рекомендации.       Точечный массаж проводится подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения круговые, надавливающие. Точечный массаж осуществляется против часовой стрелки, способом вращения, не более 5–6 секунд, 1 раз в день.

Упражнение № 25        Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и

Слайд 38Массаж языка
       Упражнение № 27        Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка.       Описание: поглаживание продольных

мышц языка от корня к кончику языка.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения проводятся при помощи указательного пальца, зонда «Шарик»; маленьким детям массаж лучше всего проводить при помощи шпателя. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
Упражнение № 28        Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка.       Описание: ритмичные надавливания на язык от корня к кончику.       Методические рекомендации.       Надавливающие движения осуществляются при помощи пластмассового шпателя. Надавливания должны быть интенсивными, выполняют 4–6 раз, 2 раза в день.
Упражнение № 29       Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка.       Описание: поглаживание языка из стороны, в сторону, в направлении от корня к кончику языка.       Методические рекомендации.       Поглаживающие движения следует проводить при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи мягкой зубной щетки. Поглаживающие движения осуществляются 4–6 раз, 2–3 раза в день.
Массаж языка       Упражнение № 27        Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка.       Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня

Слайд 39        Упражнение № 30       Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема

артикуляционных движений языка.       Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка.       Методические рекомендации.       Обкалывающие движения проводятся при помощи зонда «Игла». Движения должны быть очень осторожными, логопед должен наблюдать за состоянием ребенка. При появлении сонливости массаж следует прекратить. Обкалывающие движения можно проводить не более 10 секунд, 1 раз в день.
Упражнение № 31       Цель: уменьшение уровня саливации.       Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.       Методические рекомендации.       Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6—10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт.

          Упражнение № 30       Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка.       Описание: проводится

Слайд 40Массаж шеи

Массаж шеи

Слайд 41Массаж лба

Массаж лба

Слайд 42Массаж щек

Массаж щек

Слайд 43Массаж скуловой мышцы

Массаж скуловой мышцы

Слайд 44Массаж губ






Массаж губ

Слайд 45Массаж языка

Массаж языка

Слайд 46Список используемой литературы

Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.

– М.: «Астрель», 2008 г.

Блыскина И.В. Логопедический массаж. - С.-П., 2004.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: «Академия», 2003.

Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: «КАРО», 2008.

Список используемой литературы   Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: «Астрель», 2008 г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть