Слайд 1«Роль психолога в работе с детьми с девиантным поведением»
педагог-психолог:
Макарова Марина Сергеевна
МБОУ СОШ № 20
Слайд 2Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых,
наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Слайд 3Факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
Слайд 4Причины девиантного поведения:
стремление получить сильные впечатления;
повышенная возбудимость, неумение контролировать
себя;
неблагополучная ситуация в семье;
стремление к самостоятельности и независимости;
недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией;
отставание в учёбе;
пренебрежение со стороны сверстников;
непонимание взрослыми трудностей детей;
недостаточная уверенность ребёнка в себе;
примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ и др.
Слайд 5Виды девиантного поведения:
- наркомания;
- алкоголизм;
- девиации сексуального поведения;
- суицидальное поведение;
- правонарушения;
-
расстройства поведения (гиперкинетическое расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьёй; несоциализированное расстройство поведения; социализированное расстройство);
- агрессивное поведение.
Слайд 6 В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо
объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка.
Цель комплексного сопровождения – полноценное развитие ребенка.
Задачи комплексного сопровождения:
1) Системный анализ личностного развития ребёнка на основе диагностического исследования, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений в поведении ребёнка, но и определить их причины, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением;
3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения;
4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение (например, в рамках психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения).
Слайд 7Ребёнок с девиантным поведением
Классный руководитель
Медицинский работник
Социальный педагог
Педагог-психолог
Инспектор по делам несовершеннолетних
Взаимодействие специалистов,
осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением
При активном и заинтересованном участии семьи
Слайд 8 Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена
на решение следующих задач:
1. анализ актуального состояния ребёнка по результатам диагностического обследования для организации профилактической и коррекционной работы;
2. разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с девиантным поведением;
3. разработка рекомендаций педагогам по организации работы с ребёнком с девиантным поведением;
4. консультирование родителей по вопросам девиантного поведения ребёнка.
Слайд 9Работа психолога по программам коррекции девиантного поведения включает несколько этапов:
Диагностический этап.
Подготовительный этап.
Коррекционный этап.
IV. Аналитический этап.
Слайд 10 Диагностический этап включает в себя получение запроса от классного руководителя, проведение
работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов.
Слайд 11 Подготовительный этап - подготовка к проведению коррекционной работы.
Требования к составлению программы
сопровождения те же, что и к любой программе (пояснительная записка, цели, задачи, тематический план и т.д.).
Слайд 12 Коррекционный этап
Ф.И.О. ребёнка: Иванов Иван Павлович
Возраст : 14 лет
Класс: 8б
Слайд 20 Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы. Осуществляется в
рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением.
Включает в себя:
- проведение специалистом диагностического обследования ребенка с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы;
- анализ соответствия предполагаемого результата полученному;
- выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемый результата;
- корректировка программы или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
Слайд 21Литература
1. Александров Н.А. Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии. – 1992, №2.
2.
Бармаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996.
3. Горошкин А.Л. Подросток, характер, проблемы акцентуации характера.// Воспитание школьников. – 1994, №2.
4. Дерманова И.Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты): Учеб.-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2002.
5. Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. – СПб.: Речь, 2002.
6. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011.
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.
8. Златогорская О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков.// Школьный психолог. – 2003, №30.
9. Лютова Е.К., Монина Г.К. шпаргалка для взрослых// Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: изд-во ЦСПА «Генезис», 2000
Слайд 2210. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
11.
Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001.
12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном-пресс, 2002.
13. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей/ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семёнов. – М.: Школьная пресса, 2007.
14. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996.
15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. – М.: М.П.-С.И. «Флинт», 1998.
16. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
17. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М.: Фолиум, 1996.