Слайд 1Семинар - тренинг
« Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками»
педагог-психолог:
Ионова
А.В.
Слайд 2В эффективной организации обучения большая роль принадлежит родителям. Оптимизация межличностных отношений
в семье является камнем преткновения для многих родителей. В таком случае необходимо прежде всего определить, насколько благополучны взаимоотношения родителей с детьми. Предлагаю пройти тест.
Слайд 31 Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с
детьми?
2 Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3 Интересуются ли они Вашей работой?
4 Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
5 Бывают ли они у Вас дома?
Слайд 46 Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
7 Проверяете
ли Вы, как они учатся дома?
8 Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?
9 Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10 Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить их без взрослых?
Слайд 511 Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?
12 Бываете ли Вы вместе в
театрах на выставках и концертах?
13 Обсуждаете ли Вы с детьми ТВ передачи и фильмы?
14 Учувствуете ли вместе с детьми в прогулках, походах?
15 Предпочитаете ли проводить вместе с ними отпуск или нет?
Слайд 6Утвердительный ответ оценивается двумя очками. Ответы типа «отчасти», «иногда» - одним
очком, отрицательный ответ нулем.
Если сумма 20 очков – Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными
От 10 до 20 – удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они могут быть улучшены и дополнены
Менее 10 очков – Ваши контакты с детьми явно недостаточны. необходимо решить, как их улучшить
Слайд 7Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и
правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Слайд 8Правила
1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
2. Взрослые должны
согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Слайд 94. Дайте свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш малыш уже вырос
и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.
5. Никаких нотаций
Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
Слайд 106. Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не
подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
7. Не надо обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
Слайд 11При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о
таких моментах:
1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).
2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)
3. Ограничение должно быть выполнимым.
Слайд 12Практическая часть
Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите
вариант более действенного высказывания.
Слайд 131. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят
ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
Слайд 14Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения».
Не следует
требовать выполнения сразу же.
Слайд 152. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда
ты будешь нас слушаться»
Слайд 16Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»
Слайд 17Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь
их впустую!»
Слайд 18Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы.
Других денег не будет»)
Слайд 19Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все
из рук валится!»
Слайд 20Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть
внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»
Слайд 21ВЫВОДЫ:
1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
2. дети, слушая , что им
говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
3. высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.
Слайд 22Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На
самом деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
Слайд 23Причины отклонения в поведении детей
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания,
которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
Слайд 242. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
Слайд 253. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать
разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
Слайд 264. Потеря веры в собственный успех.
Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной
области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
Слайд 27Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!
Слайд 28Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни
и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Слайд 29Упражнение «Эмоциональное восприятие».
- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте
, что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?
Слайд 30Упражнение «Чаша чувств»
(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с
каким-либо чувством, зачитывает вслух).
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
Слайд 31Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы
научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
Слайд 32ВЫВОДЫ
«Родителям…»
(решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).
-Чем проповедь
выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же- никогда.
Тот лучший проповедник- кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии- вот лучшая из школ.
И если все мне показать- я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь, по правде или нет.
Слайд 33Памятка-рекомендации
1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком
дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
Слайд 343. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит
к успеху.
4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Слайд 35 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Желаю удачи!