Слайд 1
«Школьные трудности у учащихся первых классов»
Автор: Уельданова Нариса Миртимировна ,
учитель
начальных классов ООШ д.Равилово
филиала МБОУ СОШ с.Ишкулово
Абзелиловского района
Республики Башкортостан
2018
Родительское собрание
Слайд 2Цели: познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период;
дать рекомендации родителям
по организации режима дня первоклассника;
способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогом.
Слайд 4С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни
и условиям деятельности. Для адаптации семилетнего ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо:
-знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребенка,
- научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми.
Слайд 5«Адаптация ребенка к школе»
Семилетний ребенок приходит в школу уже личностью, многое
узнавшей, со своей картиной мира, со своими радостями и горестями, страхами и, конечно, с определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И одним из серьезнейших испытаний, с которым он сразу же сталкивается, является сложность достижения внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, в котором он может испытывать и трудности, и скуку, и серьезные неудачи, и потребностью в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителем.
Слайд 6По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни
многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Все это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения, к другим требованиям принято называть адаптацией – восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает около 2–3 месяцев. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушения адаптации) является, как правило, наличие в процессе обучения стойкой психотравмирующей ситуации.
Слайд 7Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и
за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.
Слайд 8Решение педагогических ситуаций родителями
Слайд 9Педагогическая ситуация 1.
Ученица второго класса с радостью бежит к ожидающей ее
у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку.
Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что «троечницу» она встречать у школы не будет.
– Права ли мама?
– Как поступили бы вы в этой ситуации?
Слайд 10Комментарий. Конечно же, мама девочки действовала из лучших побуждений. Но следует сказать,
что частое непонимание, «нечувствование» родителями своего ребенка может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как его часть могут стать для ребенка непредсказуемыми, враждебными, опасными. А это, как правило, приводит, с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств, особенно среди учеников начальной школы.
Слайд 11Педагогическая ситуация 2.
Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки.
Дома взрослые критикуют личностные качества ребенка и дают только отрицательную оценку его действиям. Правы ли родители?
Как поступили бы вы в этой ситуации?
Слайд 12Комментарий
В шесть-семь лет у ребенка в результате оценки взрослых складывается мнение
о себе. Если преобладают отрицательные оценки, то у ребенка может сформироваться отрицательная самооценка.
Слайд 13Как утверждает Бартон Д. Шмитт, врач, автор книги «Здоровье вашего ребенка»:
«Для поддержания здорового баланса ежедневной критики должно быть по крайней мере в три раза меньше, чем позитивных действий, особенно физических проявлений ласки и любви».
Слайд 14Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной,
причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера (обнять, поцеловать, погладить по голове).
Слайд 15«Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего»
Слайд 16Поступление ребенка в школу – это стресс для него. Очень много
нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?
Слайд 181) Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания
здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телевизионных передач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему «Доброе утро!» – и собирайтесь в школу без суеты.
Слайд 192) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так
как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.
Слайд 203) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним
тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа.
Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
Слайд 214) Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на
похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
Слайд 225) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
Мы не встречали родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.
Слайд 23При организации сна детей младшего школьного возраста необходимо:
1) следить, чтобы ребенок
спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определенное время;
2) приучить ребенка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги); приучить спать при открытой форточке;
3) не разрешать ребенку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр несоответствующих возрасту телевизионных передач, шумные игры); не давать непосредственно перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;
4) в помещении, где засыпает ребенок, создать спокойную обстановку: устранить яркий свет, прекратить громкие разговоры, выключить телевизор.
Слайд 24Какие типичные ошибки в режиме дня допускают родители при организации учебного
труда младшего школьника?
1) Не выделяют для учебного домашнего труда определенного времени. Дети делают уроки, когда хотят, зачастую забывают о них или делают под нажимом взрослых.
2) Перед домашней учебной работой ребенок плохо отдохнул, не потрудился физически. Поэтому приступает к ней с неохотой, работает небрежно.
3) Заставляют ребенка ожидать прихода с работы взрослых и только тогда делать уроки. К этому времени ребенок уже устал, даже если он находился на улице. Исследования гигиенистов показали, что подвижные игры в течение длительного времени переутомляют детей и снижают их готовность к умственному труду.
4) Строго не ограничивают в режиме дня время начала и окончания работы над домашними заданиями. Поэтому ребенок неорганизованно включается в работу, не проявляет в ней достаточного прилежания. Время для уроков надо выбирать самое продуктивное (с учетом суточных колебаний умственной работоспособности): утром – с 9 до 11.30, а вечером – с 16 до 17.30. Это время строго фиксировать в режиме дня и не допускать его срыва.
Слайд 25«Рекомендуемый режим дня школьника второй смены»
в 7 утра – подъем;
с
7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. – деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. – второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. – прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. – обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. – прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. – ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. – занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. – сон.
Слайд 26 Интернет-ресурсы:
http://fb.ru/article/22879/pravilnyiy-rejim-dnya-shkolnika-ego-obosnovanie-i-neukosnitelnoe-soblyudenie
https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-shkolnie-trudnosti-u-uchaschihsya-pervih-klassov-vazhnie-aspekti-vospitaniya-v-adaptacionniy-period-294251.html
http://21202s13.edusite.ru/maksimova/p43aa1.html
http://wiki.iteach.ru/index.php/