Презентация, доклад на тему Развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Содержание

.Младший школьный возраст (7-13 лет). "Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы

Слайд 1

Тема: Развитие ребенка в младшем школьном возрасте


Разработала: Айдашева Д.
Тема: Развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Слайд 2.

Младший школьный возраст (7-13 лет).
"Большая ошибка думать, что чувство долга

и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда им не выбрана".
А.Эйнштейн:

Новообразования
Основные новообразования школьника:
личностная рефлексия;
интеллектуальная рефлексия.
Личностная рефлексия
В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется.
У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

.Младший школьный возраст (7-13 лет).

Слайд 3Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.
Рефлексия интеллектуальная
Имеется в

виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.
В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы.
Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.
Младший школьный возраст – завершение развития самосознания. Рефлексия интеллектуальная Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок

Слайд 4Умственное развитие
7 – 11 лет – третий период умственного развития

по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.
У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.
Отношения со взрослыми на поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический).
Отношения со сверстниками
Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам.
Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
Эмоциональное развитие
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются.
Умственное развитие 7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных

Слайд 5 
Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников
Восприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка

в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета.

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности.

Воспроизведение — трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля.

Внимание. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированное достаточно высокого уровня произвольного внимания.

Воображение. В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Мышление. Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника.

 Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьниковВосприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому,

Слайд 6Сравнение также имеет свои особенности. Вначале в сравнен и и учащиеся

легко выделяют различия и труднее — сходство. Далее постепенно выделяется и сравнивается сходство, причем вначале яркие, броские признаки, в том числе и существенные.
У первоклассников сравнение иногда подменяется рядоположением. Сначала они перечисляют все особенности одного предмета, потом другого. План для последовательного сравнения общих и различных свойств им составлять еще трудно.
Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.
Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть в сущность предмета.
Сравнение также имеет свои особенности. Вначале в сравнен и и учащиеся легко выделяют различия и труднее —

Слайд 7

Дедуктивное умозаключение труднее дается младшему школьнику, чем индуктивное. Выделяется несколько этапов

в развитии умения делать дедуктивный вывод.
.


.


Письменная - принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения.

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли.

Дедуктивное умозаключение труднее дается младшему школьнику, чем индуктивное. Выделяется несколько этапов в развитии умения делать дедуктивный вывод...

Слайд 8 Группа прорыва — активные субъекты учебной деятельности, это дети, наиболее

ярко раскрывающиеся на тех уроках (вне зависимости от предмета изучения и личности преподавателя), где ставится новая учебная задача, лидирующие в поиске решения.
Группа, названная резервом группы прорыва, во многом напоминает первую категорию, но отличается от нее одним важным признаком. Эти дети обнаруживают все признаки вовлеченности и увлеченности решением учебных задач лишь в одном из учебных предметов.
Группа не проявивших себя чрезвычайно разнородна, она неустойчива и противоречива.




Г.А. Цукерман выделяет четыре группы младших школьников, по-разному включенных в учебную деятельность: группа прорыва, резерв группы прорыва, трудолюбивые и не проявившие себя.

Группа прорыва — активные субъекты учебной деятельности, это дети, наиболее ярко раскрывающиеся на тех уроках (вне

Слайд 9СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИй СТАТУС. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры,

однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные». «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИй СТАТУС. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между

Слайд 10Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей

со своими одноклассниками.

Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

Изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками.Отвергаемые — ученики, с

Слайд 11
Социометрическая методика
«Звезда» — это такой член класса, который является наиболее привлекательным

для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольствие.

Социально-психологический лидер — это такой член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива.

Социометрическая методика«Звезда» — это такой член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников. Часто это внешне

Слайд 12Основные примеры неблагополучных взаимоотношений в классе.

Первый вариант представляет собой случай

отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу. Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих закономерностях которого мы будем говорить ниже.

Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли групп образующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Основные примеры неблагополучных взаимоотношений в классе. Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень

Слайд 13Типы отношения к окружающим:
I. Авторитарный
1) Экстремальная форма — автократическое, диктаторское и

педантичное поведение, маниакальные проявления. Вызывает поведение следующих типов: поддающаяся пассивность; восхищенная благодарность.
2) Адаптивная форма — энергичное компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека.
II. Эгоистичный
1) Экстремальная форма — эгоистическое поведение, эгоцентризм, эксгибиционизм, возвышение себя над остальными. Вызывает поведение следующих типов: упрямая подозрительность, скромная робость, поддающаяся пассивность, восхищенная благодарность.
2) Адаптивная форма — проявление независимости и веры в свои силы.
III. Агрессивный
1) Экстремальная форма — ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное преимущество для психопатов. Вызывает поведение типа: общепризнанная успешность, упрямая подозрительность, скромная робость.
2) Адаптивная форма — приемлемые проявления жестокости, резкости, когда они учитывают ситуацию.
IV. Подозрительный
1) Экстремальная форма — подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость, самоутверждение как соперничество, неласковая строгость.
2) Адаптивная форма — приемлемый критический подход к социальным отношениям.

Типы отношения к окружающим:I. Авторитарный1) Экстремальная форма — автократическое, диктаторское и педантичное поведение, маниакальные проявления. Вызывает поведение

Слайд 14V. Подчиняемый
1) Экстремальная форма — пассивное самоуничижение, слабость, без учета данной

ситуации. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость, самоутверждение как соперничество, неласковая строгость, бесцеремонная критичность.
2) Адаптивная форма — проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться.
VI. Зависимый
1) Экстремальная форма — полная зависимость, отсутствуют проявления независимости, враждебности и власти, поведение боязливое и беспомощное. Вызывает поведение: навязчивая доминантность, общепризнанная успешность, слишком большая деликатность, альтруистическая ответственность.
2) Адаптивная форма — доверие и восхищение, адекватное данной ситуации.
VII. Дружелюбный
1) Экстремальная форма — стереотипно приятное, любовное поведение без учета данной ситуации — стремление удовлетворить требования других быть положительным и поддерживать положительные отношения. Вызывает поведение типа: дружеская любовность, слишком большая деликатность.
2) Адаптивная форма — экстравертированное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочтение хороших социальных отношений.
III. Альтруистический
1) Экстремальная форма — ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситуации, слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за других. Вызывает поведение типа: тревожное доверие, доверчивая кооперативность.
2) Адаптивная форма — ответственное, деликатное поведение, выбирает дружеский способ общения, помогает другим, завязывает эмоциональные контакты.
V. Подчиняемый1) Экстремальная форма — пассивное самоуничижение, слабость, без учета данной ситуации. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость,

Слайд 15Развитие личности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст (7—11 лет) не

является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким например является подростковый), тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие). Включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму.
Развитие личности в младшем школьном возрастеМладший школьный возраст (7—11 лет) не является возрастом решающих сдвигов в развитии

Слайд 16Развитие личности в младшем школьном возрасте

В поведении младших школьников более отчетливо

и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются (маскируются, как говорят психологи) привычными формами сложившегося в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность – проявлением слабости тормозного процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на другую – проявлением малой подвижности нервных процессов. Разумеется, это обстоятельство нисколько не снимает задач воспитания: нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. К тому же, как мы знаем, за типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что и необходимо воспитывать у школьников.
Развитие личности в младшем школьном возрастеВ поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей

Слайд 17Развитие личности в младшем школьном возрасте

К возрастным особенностям школьника относятся и

такие положительные черты, как отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный опыт, пример, с другой – таит некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I–II-х классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, страха, гнева
Развитие личности в младшем школьном возрастеК возрастным особенностям школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, непосредственность,

Слайд 18Развитие личности в младшем школьном возрасте

Самооценка, как известно, формируется под влиянием

оценок окружающих и результатов его собственной деятельности. Однако по мере того, как самооценка складывается, она начинает в свою очередь активно влиять на поведение ребенка, определяя его реакции на воздействия воспитателей.
Если определенная самооценка поддерживается окружающими достаточно длительное время и если она к тому же высокая и обеспечивает ребенку почетное положение в коллективе и самоуважение, то сохранение такой самооценки становится в конце концов потребностью ребенка. После того как уровень притязаний ребенка сложился, каждую оценку взрослыми его знаний, умений, возможностей он сопоставляет со своей собственной самооценкой, и отношение к взрослому начинает в значительной мере зависеть от того, насколько, по мнению ребенка, тот правильно его оценил. Таким образом, сложившаяся самооценка и уровень притязаний начинают опосредовать отношение ребенка к другим людям.
Развитие личности в младшем школьном возрастеСамооценка, как известно, формируется под влиянием оценок окружающих и результатов его собственной

Слайд 19Развитие личности в младшем школьном возрасте

Аффект неадекватности выполняет определенную защитную функцию.

Он ограждает ребенка от травмирующих его воздействий. Таким образом, аффект неадекватности помогает сохранить самооценку, то отношение к себе, которое обеспечивает самоуважение.
Аффективные состояния часто встречаются у младших школьников. Однако в этом возрасте такие состояния еще неустойчивы и быстро проходят. Особенно остро рассматриваемая проблема стоит в отношении подростков.
Развитие личности в младшем школьном возрастеАффект неадекватности выполняет определенную защитную функцию. Он ограждает ребенка от травмирующих его

Слайд 20Вопросы

Кризис 7 лет, понятие. Приведите пример.
Охарактеризуйте группу названную резервом прорыва.
Дайте четкое

определение формальной и не формальной структуре.
Приведите пример к одной из структур.
Что вы понимаете под познавательной деятельностью.
Составьте опорную схему.
ВопросыКризис 7 лет, понятие. Приведите пример.Охарактеризуйте группу названную резервом прорыва.Дайте четкое определение формальной и не формальной структуре.

Слайд 21Литература:
Абрамова Г С Возрастная психология / Г С Абрамова - М:

Академ, проект, 2001 - 704 с
Божович Л И Избранные психологические труды / под ред Д И Фельдштейна - М, 1995 - 210 с
Давыдов В В Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В в Давыдов - М: Педагогика, 1986 - 240 с
Мухина В С Возрастная психология Феноменология развития / В С Мухина - М, 2007 - 640 с
Пиаже Ж Речь и мышление ребенка: пер с фр и англ / Ж Пиаже - М: Педагогика-Пресс, 1994 - 528 с
Эльконин Д Б Избранные психологические труды / ДБЭльконин-М, 1995-219 с

Литература:Абрамова Г С Возрастная психология / Г С Абрамова - М: Академ, проект, 2001 - 704 сБожович

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть