Слайд 1Работа с одарёнными детьми
Андреева Наталия Ивановна
МОУ СОШ №57
город Ярославль
Слайд 2Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой
степени дитя.
А. Шопенгауэр
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом
называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4Одарённые дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Слайд 5Категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети
с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Слайд 6Цель работы
с одарёнными детьми
Создать условия для выявления, поддержки и развития
одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Слайд 7Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Слайд 8
Основные направления работы
1.Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его
исходное начало.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Слайд 9Результаты анкетирования учащихся «Способности школьника»
Слайд 10Формы работы с одарёнными детьми
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы;
научно-практические
конференции;
предметные недели;
школьные предметные олимпиады;
индивидуальные проекты;
коллективные (общешкольные) проекты.
Слайд 11Педагогический проект
Педагогический проект - разработанная система и структура действий
педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов
Слайд 12Типы педагогических проектов
А) исследовательские
Б) творческие
В) игровые
Г) информационные
Д) практико-ориентированные
Слайд 13Игровые педагогические проекты
В таких проектах структура намечается и
остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, творческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
Слайд 14Ожидаемые результаты
повышение интеллектуального уровня учащихся;
творческая самореализация выпускника;
обеспечение преемственности в работе
средней и старшей школы;
формирование системы работы с одаренными учащимися.
Слайд 15Программа работы с одарёнными детьми МОУ СОШ № 57
(2013-2017гг.) подпрограммы
к НОО и ООО
Этапы реализации
1 этап: диагностико - прогностический
2 этап: основной
3 этап: констатирующий
Слайд 16Диагностико - прогностический этап
Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих
работ учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
диагностических мероприятий по выявлению одаренности;
системы дополнительного образования;
внеклассной работы по предмету;
обучение педагога работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование.
Слайд 17Основной этап
выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
организация системы научно-исследовательской деятельности
учащихся;
использование метода проектов;
учет индивидуальных достижений обучающихся;
переход на систему портфолио;
проведение выставок детского творчества;
обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
Слайд 18Констатирующий этап
создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми;
выпуск методического
бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми»;
внедрение в практику работы рейтинга учащихся.