Слайд 1СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила педагог-психолог Яковлева
Н.А.
Психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся и их семей
как ресурс успешности реализации
инклюзивного подхода
Слайд 2Целью психолого-педагогического сопровождения является:
получение ребенком квалифицированной помощи специалистов,
направленной на
индивидуальное развитие, для успешной адаптации,
реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие
семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Изучение личностных особенностей ребенка с ОВЗ и системы детско-родительских
отношений.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психологического развития в процессе обучения.
Формирование у обучающихся навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативных функций,
эмоционально-волевой регуляции поведения.
Формирование и стимулирование познавательных процессов у
детей, способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной
деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Создание специальных социально-психологических условий для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии и обучении.
Слайд 4Ведущим принципом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный подход
к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве.
Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного обучающегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку рекомендаций, составление образовательного маршрута.
Слайд 5В связи с этим особая роль в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» отводится психолого-медико-психологическому консилиуму
Слайд 6Основные задачи деятельности школьного ПМПК:
Оценка особенностей и уровня развития ребёнка;
Определение
особых образовательных потребностей;
Составление индивидуального образовательного маршрута и разработка индивидуальных программ реабилитации;
Подведение итогов мониторинга, определение эффективности коррекционно-развивающей работы
Слайд 7Немало важная роль в организации психолого-педагогического сопровождения отводится педагогу-психологу.
Новые стандарты (ФГОС)
меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания. Поэтому деятельность педагога-психолога становится ключевым элементом всего образовательного процесса.
Слайд 8Основные направления в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Диагностическое обследование (индивидуальные
занятия, групповые занятия (скрининг));
Коррекционно-развивающая работа ( индивидуальная, групповая (тренинг));
Консультирование (индивидуальное, групповое);
Профилактическая работа;
Психологическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетенции учащихся, администрации, педагогов, родителей.
Слайд 9Субъекты психолого-педагогического сопровождения
Слайд 10Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка
их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится диагностическому обследованию.
Своевременное комплексное диагностическое обследование позволяет выявить особенности развития личности ребёнка, определить его познавательные способности, потенциальные возможности.
Слайд 11На основе диагностических данных разрабатывается образовательный маршрут, планируется коррекционно-развивающая работа, составляется
карта психологического сопровождения, даются рекомендации педагогам и родителям.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной инклюзии, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; развитие социальных навыков и социализации и т.д.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности и саморегуляции поведения, снижению эмоционального напряжения. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления.
Слайд 12С целью создания специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности
в адаптации, обучении и саморегуляции была укомплектована сенсорная комната.
Слайд 14Психологическая помощь обучающимся с ОВЗ осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях,
которые направлены на включение ребёнка в систему социальных отношений, приобретение ими навыков межличностного общения, формирование чувства адекватного восприятия окружающего мира.
Слайд 15Работа по консультативно-просветительскому и профилактическому направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям
помощь в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Консультативная помощь участникам образовательного процесса, обучающимся и родителям осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций.
Слайд 16Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ является работа с семьёй. Основная цель этой работы – помощь родителям в овладении практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Психолого-педагогическое сопровождение родителей с ОВЗ проходит через консультирование, организацию родительских собраний, посещение семей по месту проживания.
Слайд 17 Работа с педагогами по обеспечению психологического благополучия является не менее
актуальной, чем с обучающимися. Профессиональная дельность педагогов имеет ряд особенностей, которые могут негативно сказываться на их психоэмоциональном состоянии. Поэтому в нашей школе регулярно проводятся занятия по профилактике синдрома профессионального выгорания.