Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях группы продленного дня
Слайд 21
2
3
4
6
5
Выберите карточку, на которой изображен человек в таком состоянии, которое больше
всего соответствует Вашему настроению в данный конкретный момент
Слайд 3 1. Очень плохое настроение, связанное либо с сильной усталостью, перенапряжением,
либо гневом.
2. Плохое настроение.
3. Пониженное настроение, связанное с некоторой раздражительностью, фрустрированностью.
4. Спокойное, уравновешенное настроение.
5. Хорошее настроение: человек бодр, уверен в своих силах, испытывает удовольствие от того, чем занимается в настоящий момент.
6. Очень хорошее настроение: оптимистичность, ощущение счастья, доброжелательность по отношению ко всем.
Слайд 4Индивидуальные и возрастные психологические особенности младших школьников
Слайд 5ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ…
Каждый ребёнок – это отдельный мир,
со своими правилами
поведения, своим сводом законов.
Помочь детям в обретении
самих себя в мире и мира в себе –
наша основная, взрослая задача
Е. Макарова, психолог
Слайд 6«…Нет абстрактного ученика… Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в
том, что бы раскрыть силы и возможности каждого ребёнка… А это значит, что в обучении должна быть индивидуализация – и в содержании умственного труда, и в характере заданий, и во времени…»
В.А. Сухомлинский
Слайд 7Периодизация -
разделение жизненного
цикла на отдельные
периоды
или возрастные этапы
Слайд 9Отечественная возрастная психология:
новорожденность – до 1 месяца;
младенчество – до 1 года;
ранний
детский возраст – от 1 года до 3 лет;
младший дошкольный возраст – от 3 до 5 лет;
старший дошкольный возраст – от 5 до 6 (7) лет;
Слайд 10младший школьный возраст – от 6 (7) до 10 (11) лет;
подростковый
возраст – от 10 (11) до 15 (16) лет;
ранняя юность – от 15 (16) до 17 (18) лет;
поздняя юность или ранняя зрелость – от 18 до 25 лет;
зрелость – от 25 до 50 лет;
поздняя зрелость – от 50 до 75 лет;
старость – от 75 лет.
Слайд 12Самосознание – это некое единство, психологическая структура, состоящая из, различных звеньев:
имя
человека,
его физическая сущность;
потребность в социальном признании;
половая идентификация.
психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее);
социальное пространство личности (права и обязанности).
Слайд 13Я – Петя – Хороший – Мальчик –
Был – Есть
– Буду –
Должен – Имею право
Слайд 14В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно развиваются три звена
самосознания:
потребность в признании,
осознание прав и обязанностей,
осознание времени.
Слайд 15Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств,
недостатков и места среди других людей
Слайд 16САМООЦЕНКА
АДЕКВАТНАЯ
НЕАДЕКВАТНАЯ
ЗАВЫШЕННАЯ
ЗАНИЖЕННАЯ
Слайд 17Адекватная самооценка видна невооруженным глазом, потому что такой ребенок:
отличается здоровым
чувством юмора,
охотно общается,
идет на контакт со сверстниками и со взрослыми,
обижается только по делу,
не боится проигрывать,
искренне радуется своим победам
Слайд 18Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой:
они не уверены в
себе,
боятся учителя,
ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.
Слайд 20Положительная
самооценка
«Я хороший» — внутренняя позиция ребенка по отношению к самому
себе
Слайд 21 При активном типе поведения защита оборачивается агрессией к одушевленным
и неодушевленным предметам, компенсацией в других видах деятельности
При пассивном типе появляются неуверенность в себе, стеснительность, лень, апатия, уход в фантазии или болезни — реальные или симулированные
Депривация потребности
в признании
Слайд 22Систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей:
тревожности,
агрессивности,
трудностей в
общении со взрослыми и сверстниками,
различных негативных личностных новообразований
Слайд 23Дети в этом возрасте
обладают долей:
импульсивности,
капризности,
упрямства
Слайд 24Рефлексия (от лат. «reflexio» – «обращение назад») – это процесс самопознания
субъектом внутренних психических актов
и состояний
Слайд 25Ребенок младшего школьного возраста способен оценить свой поступок с точки зрения
его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом
Слайд 26Интеллектуально-познавательная сфера младшего школьника
Слайд 27Познавательные процессы –
психические процессы, которые участвуют в познании окружающей действительности, формировании
знаний, умений и навыков, регуляции поведения личности
Слайд 29Внимание – это сосредоточенность человека на предмете при одновременном отвлечении от
других
Непроизво-
льное
Послепроиз-
вольное
Произво-
льное
Слайд 31Особенности внимания младшего школьника
Непроизвольный характер внимания
Недостаточно развита способность концентрации внимания на
изучаемом явлении
Сравнительно небольшая устойчивость
Слайд 32Внимание
непроизвольное внимание;
объем внимания - 4-6 объектов;
слабое распределение внимания;
неустойчивость и легкая отвлекаемость;
медленная
переключаемость;
связь внимания с эмоциями и чувствами;
устойчивость - 15-20 мин.
Слайд 33Устойчивость внимания первоклассников
30—35 минут,
не более!!!
Слайд 34Организация внимания:
при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное
действие;
указывать способы действия («Дети! Откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу — вот здесь — нарисуем кружок...» и т. д.);
учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.
Слайд 35Память – способность человека запоминать, сохранять и воспроизводить информации
Кратковре-
менная
Долговре-
менная
Слайд 36Существует так же:
зрительная,
слуховая,
двигательная,
эмоциональная
Слайд 37По способу запоминания
МЕХАНИ
ЧЕСКАЯ
ЛОГИ
ЧЕСКАЯ
Слайд 38Особенности памяти младшего школьника
Наглядно-образный характер
Доминирует зрительная память
С трудом связывают в
своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей
Запоминание, в основном, носит механический характер
Слайд 39Память
наглядно-образный характер;
доминирует зрительная память;
развиваются все процессы памяти:
запоминание,
сохранение,
воспроизведение информации
развиваются виды
памяти:
долговременная,
кратковременная,
оперативная
Слайд 40Простейшие мнемонические приёмы:
прослеживание основных смысловых линий,
составление плана,
деление текста на
смысловые части и озаглавливание этих частей,
воспроизведение материала вслух или про себя
Слайд 41Воображение — один из важных психических познавательных процессов
!!! Совершенствование воссоздающего воображения
Слайд 42Воображение
активное развитие воображения как воссоздающего, так и творческого;
увеличивается разнообразие сюжетов;
преобразуются
качества и отдельные стороны предметов и персонажей;
создаются новые образы;
появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое;
появляется способность управления сюжетом.
Слайд 43Дети 7—8-летнего возраста иногда, увлеченно пересказывая какое-либо событие, непроизвольно, совершенно неумышленно
вносят в него дополнения от себя, обогащают его выдуманными подробностями
Слайд 44Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью установления связей
и отношений между познаваемыми объектами
Слайд 45Наглядно–действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование
ситуации в процессе действий с предметами
Слайд 46Наглядно–образное – вид мышления, который опирается на зрительное представление ситуации и
оперирование образами составляющих её предметов без выполнения реальных практических действий с ними
Слайд 47Словесно–логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций, таких
как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, выделение главного, умозаключение
Слайд 49Особенности мышления младшего школьника
Наглядно-образный характер
Ребенок, особенно 7—8-летнего возраста, обычно мыслит конкретными
категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений
С трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью
Слайд 50Эмоционально-волевая сфера младшего школьника
Слайд 51Для младших школьников характерны следующие особенности эмоций:
непосредственный характер,
яркое внешнее
выражение в мимике, движениях, возгласах,
неумение скрывать свои эмоциональные состояния;
быстрая смена эмоциональных состояний по интенсивности
неумение контролировать и сдерживать эмоции
Слайд 52Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников.
Формируются произвольные умственные
действия:
намеренное запоминание,
волевое внимание,
направленное и стойкое наблюдение,
упорство в решении разнообразных задач
Слайд 53Социально-коммуникативная сфера младшего школьника
Слайд 54Родители как бы становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей
с ребенком теперь опосредуются школой
Слайд 55Можно сказать, что ребенок обожествляет учителя, считает его совершенством
Слайд 56Выбор друга младшие школьники часто мотивируют внешними факторами:
«живём по соседству»;
«сидим за
одним столом в столовой»;
«спим рядом в спальне»
Слайд 57Примерно со 2-3 класса дружба между детьми начинает постепенно освобождаться от
влияния взрослых.
Общение происходит в основном в однополых группах:
девочки с девочками,
мальчики с мальчиками.
Формируются детские сообщества
Слайд 58Учебная деятельность младшего
школьника
Слайд 59Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность
Мотивы учения:
привлекает сам процесс
учения;
статусный (позиционный мотив);
мотив «хорошей отметки»
Слайд 60Мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться
Слайд 61игровые моменты;
на уроке не только объяснять новый материал, но и закреплять
его и повторять старый;
отводить время на различные двигательные действия, игры, подвижную деятельность.
Организация учебной деятельности:
Слайд 62Необходимо чередовать на протяжении дня и недели предметы естественно-математического, гуманитарного цикла
с уроками музыки, рисования, трудового обучения, основ здоровья и физической культуры
Слайд 63Вторник – среда – дни высокой работоспособности.
Понедельник и пятница – дни
средней работоспособности.
Четверг – день низкой работоспособности (разгрузочный день).
На протяжении учебного дня необходимо правильно расставлять в расписании предметы, учитывая время наибольшей работоспособности –
с 9:00 до 11:00
Слайд 65Основные новообразования :
произвольность психических процессов;
познавательная мотивация и целенаправленность учебной деятельности;
рефлексия;
осознание противоречия
между реальным «Я» и идеальным «Я», между способностями и возможностями, между «могу» и « хочу»;
внутренний план сознания и психической деятельности (её протекание «в уме»
Слайд 66Заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка
Слайд 67ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 68В формировании индивидуальных особенностей ребенка имеют значение многообразные факторы:
условия семейного воспитания,
влияние товарищей, близких, друзей,
влияние учителей, школы,
наследственность
Слайд 69Индивидуальные особенности
Социально обусловленные
Генетически обусловленные
Слайд 70Темперамент – это врожденные и неизменные до конца жизни свойства нервной
системы, совокупность индивидуальных особенностей личности, которые заданы природой
Слайд 71холерик (от греч. chole — «желчь»),
сангвиник (от греч. sanguis — «кровь»),
флегматик
(от греч. phlegma — «слизь»),
меланхолик (от греч. melas — «черный», chole — «желчь»)
Слайд 72Психологический практикум
Определение
типа темперамента
Слайд 741
2
4
3
Меланхолик
Сангвиник
Флегматик
Холерик
Слайд 75ХОЛЕРИК (от греч. chole — «желчь»)
Его основной принцип — «Хочу все
и сразу!»
Тип нервной системы: сильный, неуравновешенный, подвижный.
Положительные черты: активность, энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость, общительность.
Отрицательные черты: несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, склонность к конфликтам, злопамятность, частая смена настроения, завышенная самооценка, склонность к авторитарности.
Слайд 76Взаимодействуя с ребёнком-холериком, рекомендуется:
с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
говорить с
ним спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров, не допустима резкость в общении;
ограничить всё, что возбуждает нервную систему ребенка;
Слайд 77не навязывать ребенку своих желаний, не требовать категорично беспрекословного подчинения. Это
лишь вызовет отрицательную реакцию, будет развивать негативизм и упрямство;
учить ребенка нормам поведения, закреплять их чаще на практике. Учить сдерживать свои эмоции, умению ждать, быть терпеливым.
создавать ребенку условия, когда он мог бы проявлять свои лидерские наклонности в разумных пределах;
Слайд 78учить планировать свою деятельность и организовывать ее самостоятельно;
воспитывать усидчивость и терпение,
каждый раз объясняя ребенку, что нужно доводить начатое дело до конца;
и, главное, набраться терпения и постараться понять, что холерик и сам был бы рад научиться держать себя в руках, да не всегда получается. Помогите ему в этом!
Слайд 79С АНГВИНИК(от греч «кровь»)
Его основной принцип — «Я те б е
вер ю , а ты мне?»
Тип нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный.
Положительные черты: активность, подвижность, быстрая адаптация к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, общительность, жизнерадостность, оптимизм, выразительная речь, богатая мимика и жесты, авторитетность, лидерство.
Отрицательные черты: отсутствие усидчивости, несобранность, непостоянство, ненадежность, рассеянность, неумение держать свое слово, легкомыслие в поступках, несогласованность действий, отсутствие целеустремленности и настойчивости, неспособность к монотонной и продолжительной работе.
Слайд 80Взаимодействуя с ребёнком-сангвиником, рекомендуется:
проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия
и поступки;
быть очень осторожными и умеренными в похвале, в случае перегиба с комплиментами у таких детей быстро развивается склонность к завышению самооценки и зазнайство;
поощрять настойчивость, старательность, целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности;
Слайд 81учить доводить начатое дело до конца, выполнять даже неинтересную для него
работу;
напоминать о незаконченных делах, контролировать ход выполнения работы, обращать внимание на качество и аккуратность действий;
формировать устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;
воспитывать в ребёнке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной;
следить, чтобы эмоциональный подъём, характерный для ребенка, не был слишком длительным по времени, т.к. происходит перевозбуждение нервной системы и психики ребенка;
Слайд 82развивать чувствительность, внимательное отношение к окружающим;
учить выполнять обещания и держать данное
им слово;
ставить перед ребенком конкретные и понятные цели;
не забывать о физическом развитии ребёнка (спортивные секции, кружки). Это позволит избавиться от излишней активности;
найти занятие по душе и поддерживать интересы ребёнка;
и, главное, не ругать ребенка за рассеянность, несобранность и неаккуратность (эти качества формируются у сангвиников с большим трудом, чем у детей с другими темпераментами).
Слайд 83ФЛ ЕГМАТИК (от греч. phlegma — «слизь»)
Его основной принцип — «Я
все сделаю, только чуть позже!»
Тип нервной системы: сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный).
Положительные черты: спокойствие, способность к концентрации, терпеливость, устойчивость к стрессам, миролюбие, рассудительность, обязательность, высокая работоспособность, целеустремленность, настойчивость.
Отрицательные черты: пассивность, малоподвижность, тяжелый на подъем, неспособность принимать решения, упрямство, консерватизм.
Слайд 84Взаимодействуя с ребёнком-флегматиком, рекомендуется:
ни в коем случае не спешить, не торопить,
не подгонять ребенка. Требования должны соответствовать его индивидуальному темпу;
никогда не применять окрики, угрозы, поторапливать — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
никогда не ругать (особенно при людях) за его излишнюю осторожность или медлительность;
чаще хвалить его за быстрые действия;
Слайд 85расширять круг общения ребенка, с учетом его низкой активности и необщительности;
привлекать
к активным видам деятельности, подвижным играм, в которых тренируется быстрота реакции, воспитывается стремление к победе;
поощрять интерес ребенка к любым подвижным играм, физическим занятиям и увлечениям;
обязательно морально поддерживать ребенка, хвалить и поощрять даже за малейшие успехи;
не делать за ребёнка то, что он должен сделать сам, хотя и очень медленно, иначе ребенок не научится сам себя обслуживать, не овладеет необходимыми навыками и умениями;
Слайд 86развивать чувствительность и внимание к людям, окружающим ребенка, чтобы в силу
его темперамента не сформировалось такое негативное качество характера как безразличие;
учить ребенка свободно выражать эмоции, покажите, как это делать, разговаривайте с ним о чувствах;
не ставить перед ребёнком цели и задачи, требующие быстроты и скорости, не заставляйте его соревноваться с более активными или старшими детьми. Ваша настойчивость может привести к психологической травме ребенка;
Слайд 87приучать ребенка принимать самостоятельные решения, держать данное слово и брать инициативу
в свои руки;
и, главное – важно помнить, что если вы постоянно раздражаетесь и наказываете ребёнка за медлительность и неуверенность, у него может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.
Слайд 88МЕЛАНХОЛИК (от греч. melas — «черный», chole — «желчь»)
Его основной принцип
— «Мне не весело, потому что мне грустно!»
Тип нервной системы: слабый, неуравновешенный, инертный.
Положительные черты: высокая чувствительность и способность к сочувствию, сердечность и мягкость характера, тонкая восприимчивость, доброжелательность, исполнительность в работе.
Отрицательные черты: крайняя ранимость, застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость, необщительность, инертность, излишняя пассивность.
Слайд 89Взаимодействуя с ребёнком-меланхоликом, рекомендуется:
не повышать голос на ребенка, не проявлять к
нему чрезмерную требовательность, не наказывать, подчёркивая его недостатки;
больше беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
наладить доверительные отношения с ребёнком;
постоянно поддерживать в нём силу духа, вселять уверенность и надежду;
Слайд 90предложить заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание
па велосипеде, туризм);
не требовать от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний;
не создавать тепличных условий. Не ограждать от негативных ситуаций, а учить преодолевать их;
расширять круг общения ребенка со сверстниками, учить навыкам общения и взаимодействия с окружающими;
поддерживать даже маленькую попытку ребенка проявить самостоятельность и инициативу;
Слайд 91развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности;
никогда не называть своего ребёнка
плаксой или нытиком. Никогда не ругать его в присутствии других детей или взрослых;
поощрять любые проявления самостоятельности, активных действий и попытки принятия собственных решений;
и, самое главное, почаще проявлять свою любовь, внимание и терпимость, создавать домашний уют и тепло.
Слайд 92Репрезентативная система – это совокупность элементов, позволяющих представлять (репрезентировать) в психике
необходимую информацию
Слайд 93Для разных людей характерны свои особенности восприятия окружающего мира, т.е. они
отличаются своими репрезентативными системами:
для одного главной является зрительная информация (визуал);
для второго важно то, что он слышит (аудиал);
для третьего то, что он чувствует (кинестетик).
Слайд 94Если ребенок визуал:
Может не нравиться прикосновение других людей. Учтите это и
не обижайтесь на ребенка, если он не доволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.
Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.
Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.
Легче приобретает навыки путем наблюдения.
На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.
Слайд 95Если ребенок аудиал:
Любой активности он предпочитает разговор, может беседовать даже сам
с собой – это нормально.
Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный), ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.
Он хорошо запоминает словесный материал.
Для быстрого приобретения определенных умений и навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает
Слайд 96Если ребенок кинестетик:
Для него важно, чем для других, важны прикосновения, по
ним он судит о том, как вы к нему относитесь.
Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.
Чтобы он не отвлекался дайте ему возможность играть активную роль, ведь он нуждается в смене деятельности и движениях, в перемене поз, положения в пространстве.
Слайд 97кто сказал “мяу” громко, тот кинестетик;
кто сказал “мяу” высоко, тот
аудиал;
среднее “мяу” - визуал.
Слайд 98визуал держится подальше, т.к. ему необходимо видеть собеседника с головы до
ног,
аудиал – на расстоянии вытянутой руки,
кинестетик – близко к собеседнику, старается прикоснуться