Слайд 1Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в период введения ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
Слайд 2«Сопровождать участников образовательного процесса»
- создать условия для эффективной реализации ООП
_______
Обучающиеся с
ОВЗ, учителя, администрация общеобразовательной организации, педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги, родители
_______
ПМПК, ПМПк
Слайд 3Обучающиеся с ОВЗ
С нарушением слуха
С нарушением зрения
С тяжелыми нарушениями речи
С нарушением
опорно-двигательного аппарата
С задержкой психического развития
С расстройствами аутистического спектра
С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
______________________________________
В зависимости от характера нарушения здоровья детей одни особенности здоровья могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания, другие – сглаживаться, третьи – компенсироваться.
Слайд 4Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ направлено на:
Снятие нервно-психического напряжения
Коррекцию самооценки
Развитие
психических функций: мышления, памяти, воображения, внимания и др. познавательных процессов
Преодоление пассивности
Формирование самостоятельности
Формирование ответственности и активной жизненной позиции
Преодоление отчужденности
Формирование и развитие коммуникативных навыков
Слайд 5Основные принципы сопровождения
Процессуальность
Индивидуально-дифференцированный подход
Пролонгированность
Гуманистический
Погруженность в реальную ситуацию человека
Приоритет опоры
на внутренний потенциал развития субъекта
Право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность
Слайд 6Специалисты сопровождения:
Владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции
Знают основы специальной педагогики
Знают особенности нарушений
здоровья обучающихся с ОВЗ
Знают возрастные и индивидуальные особенности развития обучающихся с ОВЗ
Обладают способностью к системному анализу проблемных ситуаций
Обладают способностью к планированию действий
Могут соорганизовать участников образовательного процесса
В общеобразовательной организации организует и координирует работу всех специалистов сопровождения председатель ПМПк
Слайд 7Направления психолого-педагогического сопровождения участников
Нормативно-правовое
Диагностическое
Коррекционно-развивающее
Организационно-методическое
Консультативное
Информационно-просветительское
Профилактическое
Слайд 8Нормативно-правовое сопровождение
По отношению к обучающимся с ОВЗ
- Изменения в Уставе общеобразовательной
организации
- Аккредитация
По отношению к педагогам, сотрудникам ОО
- Изменения в Положении о ПМПк
- Утверждение графика работы и должностных обязанностей сотрудников
- Изменения в Правилах внутреннего трудового распорядка
По отношению к родителям (законным представителям)
- Договор
- Соглашение о сотрудничестве
Слайд 9Диагностическое сопровождение
Обучающиеся с ОВЗ
- Уровень адаптации (сент., дек., апрель), выявление группы
«риска»
- Особенности эмоционально-волевой сферы
- Особенности личностной сферы
- Особенности познавательной сферы
Педагоги, сотрудники ОО
- Анкетирование по определению уровня готовности педагога к работе с обучающимися с ОВЗ
Родители (законные представители)
- Определение стиля взаимоотношений в семье
Слайд 10Коррекционно-развивающее сопровождение
По отношению к обучающимся с ОВЗ
- Деятельность логопеда
- Деятельность педагога-психолога
-
Деятельность дефектолога
По отношению к педагогам, сотрудникам ОО
- Супервизия
По отношению к родителям (законным представителям)
- Участие в специальных психолого-педагогических практикумах на базе ГБУ «ЦПППСиД», общеобразовательных и др. организаций
Слайд 11Организационно-методическое сопровождение
Педагоги, сотрудники ОО
- Развитие психолого-педагогической компетентности
- Повышение квалификации
- Работа в
команде специалистов
- Постановка целей в SMART формате
- Распределение зон ответственности
- Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач
- Обобщение и анализ опыта работы
- Психологическая поддержка
Слайд 12Консультативное сопровождение
Обучающиеся с ОВЗ
- По выявленным проблемам в ходе индивидуальной работы
Педагоги,
сотрудники ОО
- По вопросам профессиональных компетенций
- По вопросам взаимодействия с родителями
- По вопросам возрастной психологии и т.д
Родители (законные представители)
- По вопросам инклюзивного образования
- По вопросам воспитания, обучения, развития детей
- По вопросам выбора стратегии воспитания
- По вопросам психолого-физиологической особенности детей
Слайд 13Информационно-просветительское сопровождение
Обучающиеся с ОВЗ
- По вопросам самопознания
- По вопросам личностного восприятия
Педагоги,
сотрудники ОО
- По вопросам обучения, развития, воспитания и сопровождения обучающихся с ОВЗ
Родители (законные представители)
-По социальным, педагогическим, правовым вопросам
Слайд 14Профилактическое сопровождение
Обучающиеся с ОВЗ
- Профилактика речевых нарушений
- Профилактика девиантного поведения
Педагоги, сотрудники
ОО
- Профилактика профессионального «выгорания»
Родители (законные представители)
- Профилактика конфликтов
Слайд 15Содержание деятельности ПМПК
В соответствии с п.21 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 :
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Слайд 16Содержание деятельности ПМПк
В соответствии с Положением о школьном ПМПк, утвержденном приказом
директора ОО:
- детализация рекомендаций ПМПК;
- планирование работы, ее реализация, координация;
- отслеживание динамики личностного развития обучающихся с ОВЗ, анализ результатов.
Слайд 17Содержание деятельности дефектолога
Цель деятельности:
максимальная образовательная адаптация ребенка с ОВЗ в
школьной среде, обеспечение своевременной помощи учащимся, испытывающим затруднения в обучении
- С обучающимися с ЗПР (нормализация ведущей деятельности, преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками)
- С обучающимися, имеющими нарушение слуха (развитие слухового восприятия, развитие разговорной речи, развитие коммуникативной функции)
- С обучающимися, имеющими нарушение зрения ( развитие зрительного восприятия, сенсорное и сенсомоторное развитие, развитие ориентировки в пространстве, развитие социально-бытовой ориентировки)
- С обучающимися, имеющими нарушение речи ( расширение и обогащение словарного запаса, развитие познавательной деятельности, развитие пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики)
Слайд 18- С детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (развитие познавательной деятельности, развитие
ориентировки в пространстве, развитие зрительно-моторной координации и моторики, коррекция коммуникативной функции)
- С детьми с расстройствами аутистического спектра (организация поведения, развитие коммуникативной функции общения, сенсорное и сенсомоторное развитие, развитие познавательной деятельности, развитие пространственной ориентировки)
Формы работы:
- Групповые занятия
- Индивидуальные занятия
Слайд 19Содержание деятельности логопеда
Цель деятельности:
Исправление недостатков устной речи и развитие психических функций,
участвующих в процессе письма и чтения
- Исправление звукопроизношения
- Формирование грамматического, лексического строя речи
- Развитие познавательной сферы
- Развитие и формирование фонематического восприятия, фонематического слуха
- Взаимодействие с педагогами, родителями
- Профилактическая работа
- Консультирование
Слайд 20Содержание деятельности педагога-психолога
Работает со всеми участниками образовательных отношений
Помощь в организации обучения
ребенка с ОВЗ
Психологическая поддержка учителя
Коррекционная работа с обучающимся с ОВЗ
Работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие
Работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами
Работа с соучениками ребенка
Слайд 21Содержание деятельности тьютора
Персональный сопровождающий ребенка с ОВЗ в образовательном процессе
- помогает учителю приспособиться к особенностям ребенка, контролирует процесс активности ребенка и т.д.
___
- Инициация правильной активности ребенка
- Поддержание активности
- Постепенный выход из посреднической роли тьютора (предоставление максимальной самостоятельности ученику с ОВЗ)
- Расставание с подопечным
Слайд 22Мониторинг (ноябрь - декабрь 2016 г.)
Мониторинг готовности ОО к введению ФГОС
ОВЗ
Мониторинг готовности педагогов к введению ФГОС ОВЗ
Уровень педагогических компетенций по вопросам введения ФГОС ОВЗ
Учет рекомендаций ПМПК по организации обучающемуся с ОВЗ особых условий обучения
Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ
Степень удовлетворенности родителей уровнем предоставляемых услуг