Слайд 1Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
Слайд 2Младший школьный возраст
- этап развития ребёнка, от 6-7 до 10-11
лет.
Слайд 340 % различных, в том числе психических заболеваний взрослых, закладываются в детском возрасте.
Школьное
воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ жизни.
Слайд 4У младшего школьника
происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную.
Включение
ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.
Слайд 5В процессе учения и развития у младших школьников появляются новые психолого-педагогические
особенности, которые необходимо учитывать при формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) ребенка.
Слайд 6У младшего школьника появляются новые особенности:
поведения (способы действия, регуляция поведения);
познавательных
процессов;
самооценки;
эмоционально-волевой сферы;
сферы общения;
мотивационной сферы.
Слайд 7Особенности поведения младших школьников:
Появляется осознанная произвольность регуляции психомоторной и интеллектуальной деятельности;
Появляется
способность действовать во внутреннем плане;
Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Слайд 8Для формирования ЗОЖ важно:
Организовать свободное время ребенка (кружки, секции, коллективный досуг
и т.п.) поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска девиантного поведения.
Проводить занятия по нравственному воспитанию, усвоению норм и правил поведения и взаимодействия людей.
Создавать благоприятный моральный климат в семье.
Слайд 9Особенности познавательных процессов младших школьников
Важно учитывать, что развитие познавательной активности осуществляется
путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Слайд 10Восприятие:
Отличается неустойчивостью и неорганизованностью.
Внешние предметы и явления воспринимаются неточно, в них
выделяются случайные признаки и особенности, привлекшие внимание.
К концу первой ступени школы восприятие ребенка становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Слайд 11Внимание:
Недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Концентрация внимание на неинтересных действиях, отвлекающих ребенка.
Преобладает
непроизвольное внимание.
Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения.
Слайд 12Мышление:
Развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
Задача школы первой ступени – развить
интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей.
Среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» («мыслителей»), «практиков», «художников».
Слайд 13Речь:
Активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов.
Приобретение умения устно и
письменно излагать свои мысли.
Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.
Самостоятельное наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Слайд 14Память:
Способность справляться с задачами дословного запоминания.
Механическое запоминание материала.
Память имеет по
преимуществу наглядно-образный характер.
Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
Лучше запоминаются внешние особенности предметов, чем их логическую смысловую сущность.
Слайд 15Воображение:
Опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает
слово, дающее простор фантазии.
Происходит совершенствование воссоздающего воображения.
Творческое воображение как создание новых образов.
Слайд 16Особенности самооценки (СО) младших школьников:
Ребенок находится в ситуации «перекрестного» оценивания.
СО большинства
детей носит критический (завышена/занижена), неосознанный характер.
Дети часто недооценивают свои достижения.
Слайд 17Для формирования ЗОЖ важно:
Развивать возможности детей, создавать для них ситуации успеха.
Соблюдать
принцип меры.
Предоставить детям возможность делать то, чем они могут гордиться.
Предоставить детям возможность оценить себя положительно.
Предоставить детям возможность делать выбор.
Слайд 18Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников:
Легкая отзывчивость на происходящие события и окрашенность
восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
Непосредственность и откровенность выражения переживаний.
Эмоциональная неустойчивость.
Эмоционально значимые факторы: игры, общение со сверстниками, успехи в учебе, оценка этих успехов учителем и одноклассниками.
Эмоции и чувства (и свои, и других людей) слабо осознаются и понимаются.
Слайд 19Для формирования ЗОЖ важно:
«Психическое закаливание».
Способствовать снятию эмоционального напряжения.
Развивать чувство сопереживания.
Слайд 20Особенности сферы общения младших школьников:
Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Происходит интенсивное установление дружеских контактов.
К 9 – 10 летнему возрасту ребенок должен уметь установить дружеские отношения с кем – либо из одноклассников.
Слайд 21Для формирования ЗОЖ важно:
Оправдывать доверие ребенка, быть честным с ним.
Лично подавать
пример и приводить в пример сверстников ребенка, которые ведут ЗОЖ и усваивают полезные привычки.
Формировать навыки общения.
Слайд 22Особенности мотивационной сферы младших школьников:
По темпам развития отстает от интеллектуальной.
Воля
не сформирована, мотивы не осознаются.
Школьник совершает множество необдуманных действий.
В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого – к процессу, содержанию учения.
Слайд 23Для формирования ЗОЖ важно:
Способствовать формированию мотивации к ЗОЖ.
Способствовать развитию умения у
ребенка самостоятельно ставить перед собой цели, осознавать их и соотносить с мотивами деятельности.
Показать причинно-следственную связь между поведением ребенка и его последствиями для здоровья.
Обеспечить внешние условия среды, безопасные для здоровья ребенка. Условия, которые наглядно демонстрируют пользу ЗОЖ.