Слайд 1ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ.
Преподаватель:
Ассистент
Свирин Дмитрий Владиславович
Подготовили:
Лукина Е.,
Чернышева А.
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии и социальной педагогики
Слайд 2Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения
учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов.
Слайд 3Основные понятия
Социальный педагог в школе – это специалист-профессионал, который призван обеспечивать
взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.
Классификация методов работы социального педагога— выстроенная по определенному признаку система, с помощью которой у них выявляют общее и особенное, теоретическую и практическую составляющие, что способствует осознанному выбору и наиболее эффективному их применению.
Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Социально - педагогическая профилактика - это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Слайд 4Школьный социальный педагог:
изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов,
круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит своеобразный «социально-педагогический диагноз»;
Слайд 5организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает
в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе;
Слайд 6учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения
и преодоления негативных влияний на развитие личности;
обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи;
Слайд 7Необходимо отметить, что работа социального педагога будет результативна и полезна только
при условии сотрудничества со всем школьным пед.коллективом, органами социальной защиты, опеки, КДН и, конечно, с родителями воспитанников.
Слайд 8В школах социально-педагогическая служба работает с большим количеством актуальных проблем. Среди
них:
Алкоголизм
Химическая зависимость
Табакокурение
Агрессивное поведение
Беспризорность и безнадзорность
Противоправное поведение (воровство)
Слайд 9Интерент-зависимость
Вандализм
Депрессивные состояния у детей
Дезадаптация
Различные Неформальные молодежные организации(эмо, готы, фанаты, зацеперы
и др.)
Межэтнические недопонимания
Проблемы с профориентацией
Слайд 10Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в
школе:
групповая работа со школьниками вне занятий;
предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);
соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
работа с родителями, представление интересов родителей;
Слайд 11профессиональная подготовка, профессиональная ориентация;
консультирование;
работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах
школьной политики;
научное обоснование, сопровождение и оценивание
Слайд 12Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию,
развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Слайд 13Проблема алкоголизма
Алкоголизм среди молодежи становится все более распространенным. Совсем юные ребята
пробуют спиртные напитки и приобретают зависимость от них. Статистика неутешительна – 62 % подростков употребляют алкоголь. Поэтому социальные работники прикладывают максимум усилий для профилактики алкоголизма среди юношей и девушек. Особое внимание уделяется неблагополучным семьям, чтобы подростки не остались наедине со своими проблемами.
Слайд 14Профилактика правонарушений среди учащихся
Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на
учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.
Слайд 15Профилактика наркомании среди подростков в школе
лекционные мероприятия, разъясняющие подросткам вред
и негативные последствия знакомства с наркотиками;
тематические мероприятия, которые дают пищу для размышления подросткам;
проведение специализированных опросов на тему приобщения к наркотикам, имеющейся информации на данную тему и личного отношения к вопросу наркомании в целом;
диагностические мероприятия, позволяющие выявить наличие патологической тяги к наркотическим препаратам у подростков, уже попробовавших эти вещества.
Слайд 16Профилактика безнадзорности и беспризорности в образовательных учреждениях
Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01.2001 №1-ФЗ, от 07.07.2003 №111-ФЗ) дает следующие определения: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания»
Слайд 17В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями,
в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.
Слайд 18Работа с неформальными организациями
Разрабатывая программу по социально-педагогической работе с подростками
- «неформалами», необходимо учитывать несколько основополагающих моментов.
Во-первых, данная работа должна вестись при активном взаимодействии педагогического коллектива и семьи.
Во-вторых, включать систему мероприятий, по профилактике вовлечения подростков в данные объединения (первичную профилактику), а также по содействию им в переориентации с асоциальной деятельности на просоциальную (вторичную профилактику).
В-третьих, для каждого учащегося-участника НМО должна быть разработана траектория педагогического сопровождения с учетом его индивидуально-личностных особенностей, включающая план работы с ним и его ближайшим окружением.
Слайд 20Алгоритм работы с данным школьником должен строиться по следующему плану:
Общая диагностика
ученика (наблюдение, характеристика семьи, анкетирование и т.д.).
Индивидуальная беседа с подростком (конкретизация сферы интересов, увлечений, существующих проблем и т.д.).
Углубленная диагностика ученика (наличие акцентуаций, уровень развития мотивационной сферы, эмоционально-волевой сферы и т.д.).
Разработка и реализация плана работы с учеником по следующим направлениям: психологическому (беседы, тренинги и т.д.), социальному (уточнение интересов ученика, привлечение к занятиям в спортивной секции, учреждениях дополнительного образования и т.д.), педагогическому (определение социального статуса ученика в классе, создание ситуации успеха, поддержка и т.д.).
Слайд 21Обязательные мероприятия, плановые работы, проводимые социальным педагогом
Составление социального паспорта школы:
Выявление и
поддержка учащихся, состоящих на опеке.
Составление списков учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Корректировка базы данных на неблагополучные семьи.
Рейды в неблагополучные семьи.
Индивидуальные беседы с трудными учащимися.
Разработка совместного плана работы классных руководителей и социального педагога по работе с неблагополучными семьями.
Накопление банка данных по методикам работы.
Слайд 22Проведение классных часов.
Подтемы:
«Я – личность!» (1 – 4 классы);
«Конвенция о
правах ребёнка. Билль о правах личности» (5 – 9 классы).
Анкетирование (5-9 классы) с целью выявления учащихся, употребляющих ПАВ.
Корректировка банка данных на учащихся, состоящих на учёте в ПДН.
Проверка жилищно-бытовых условий учащихся из неблагополучных семей; выявление учащихся, нуждающихся в специальной помощи.
Постоянный контроль над успеваемостью и посещаемостью школы «трудными» учащимися.
Слайд 23Социально-педагогическое просвещение родителей из неблагополучных семей по теме «Выявление вредных привычек
у детей»
Беседа со специалистом подросткового наркологического кабинета по профилактике ПАВ.
Анкетирование учащихся 9-го класса «Выбор профессии».
Классный час «Приобщение к здоровому образу жизни» (8-9 классы)
Индивидуальная работа с опекунами /попечителями
Анкетирование учащихся, состоящих на опеке, с целью выявления микроклимата в семье
Слайд 24Конкурс рисунков (5 – 9 классы), посвящённый Международному дню борьбы со
СПИДом
Беседа с учащимися 5 – 9-х классов «Что я знаю о ЗОЖ?»
Оформление газеты «ВИЧ можно избежать»
Контрольное обследование подопечных, состоящих на опеке; проверка сохранности имущества, расходование средств.
Посещение семей «группы риска».
Классные часы по профилактике правонарушений.
Беседа с представителем правоохранительных органов.
Слайд 25Тестирование родителей асоциальных семей
Классный час (1 – 4 кл.) «В гостях
у дяди Стёпы» (встреча с инспектором ГАИ ГИБДД)
Учёт занятости учащихся с девиантным поведением в свободное от школы (занятий) время
Оформление уголка «Правовая защита».
Индивидуальная работа с классными руководителями по теме «Жестокость в семье»
Классный час «Профилактика курения. Социальные последствия курения» (5 – 7 кл.)
Классный час «Профилактика наркомании. Организм ребёнка и наркотики» (8 – 9 кл.)
Слайд 26Контроль над посещением родительских собраний родителями из социально-запущенных семей.
Личные консультации с
родителями «Как вести себя с ребёнком, у которого возникли трудности».
Организация системы отдыха детей, находящихся под опекой.