Слайд 1 Психологические особенности
детей дошкольного возраста
Слайд 2Качественно новые черты:
Формирование личности ребенка;
Формирование деятельности ребенка
Слайд 3Ведущий вид
деятельности - игра
Начинают формироваться игры с правилами
Совместные игры детей
начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.
Ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями,
Ребенок охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки.
В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Слайд 4Восприятие и воображение
Ребёнок воспринимает предмет без попытки
его обследования.
Восприятие отражает окружающую действительность.
Усваивает сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. предметов.
Преобладает воссоздающее воображение;
Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребёнка, его кругозор.
Характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного.
Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Слайд 5Мышление
Преобладающая форма мышления –
наглядно-образное.
Ребенок способен не только объединять предметы
по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Слайд 6Память и внимание
Память непроизвольная,
характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание.
Хорошо
запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Внимание ребенок не способен длительное время удерживать на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Слайд 7Эмоции
Резкие перепады настроения;
Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта;
Оказывают
влияние взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Слайд 8Речь
Высокая речевая активность
Значительно увеличивается запас слов
Словарь содержит все части речи
Появляются элементарные
виды суждений об окружающем
Слайд 9Поведение и общение
Поведение ребенка еще ситуативно.
Начинает развиваться самооценка, с ориентацией
на оценку родителей и других взрослых.
Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами.
Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
Слайд 10Задачи развития
и воспитания:
1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное
овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.
Слайд 11Признаки кризиса 3-х лет:
Негативизм
Упрямство
Строптивость
Своеволие
Протест-бунт
Симптом обесценивания
Деспотизм
Слайд 12Как поддержать
ребенка?
Позвольте малышу быть самостоятельным
Расширьте права и обязанности ребенка
Придерживайтесь одной
линии воспитания в семье
Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку
Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек
Любите ребенка
Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка
Слайд 13Основные вехи развития ребенка от трех до семи
лет жизни:
Складывается новая
социальная ситуация развития;
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра;
Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности;
Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах;
Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка;
- Формируется готовность к обучению в школе.
Слайд 14Движущие силы развития психики дошкольника:
потребность в общении;
потребность во внешних
впечатлениях;
потребность в движениях.
Слайд 15Социальная ситуация развития ребёнка:
1. Меняются взаимоотношения со взрослыми;
2. Становится возможным достаточно
систематическое обучение;
3. Отношения со сверстниками;
4. Осознание собственного «Я»;
5. Становление личности
ребенка;
6. Ведущим средством
общения является язык.
Слайд 16Формы общения:
1. Подражание;
2. Познавательное общение;
3. Сотрудничество ребёнка со взрослым;
4. Личностное общение;
Слайд 17Сюжетно-ролевая игра как основная деятельность
дошкольника:
Для первой стадии (3-5 лет) характерно
воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.
На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественная сущность деятельности взрослого
человека.
Слайд 18Новообразования в психике дошкольника:
Сенсорное развитие - совершенствование ощущений, восприятия, наглядных представлений.
Мышление
развивается от наглядно-действенного к образному.
Память узнавания и воспроизведения.
Растущая произвольность
воображения.
Слайд 19Показатели психического развития ребёнка:
Произвольность поведения;
Рост субъектности;
Развитие самосознания;
Возникновение самовоспитания;
Возникновение первичного детского мировоззрения;