Слайд 1
Психологические аспекты адаптации
Слайд 2В любой школе остро стоит проблема перехода детей из начальной школы
в среднюю школу. Перед учениками пятого класса встают задачи:
Слайд 31)овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2)формирования умения учиться в школе;
3)развитие учебной
мотивации, формирование интересов;
4)развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
5)формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;
6)формирование представления о себе, как об умном человеке с большими возможностями развития.
Слайд 4
Многие дети в начале пятого класса находятся в состоянии растерянности, разные
учителя со своими требованиями, хождение по кабинетам, разные предметы, увеличение нагрузки и т.д. отражаются на успеваемости детей.
Слайд 5Психологические аспекты адаптации.
Дети далеко не одинаково легко «
вживаются» в новые условия. Существует три уровня адаптации детей в школе. Зная их, учителя и родители могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни у ребёнка.
Слайд 6Высокий уровень адаптации
Ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования
воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решет усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе. Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Слайд 7Средний уровень адаптации
Ребенок положительно относится к школе, ее посещения
не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнений заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Слайд 8 Низкий уровень адаптации
Ребенок отрицательно относится к школе; доминирует подавленное
настроение; наблюдается нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнение самостоятельных учебных заданий не проявляется интереса; к урокам готовится не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминая и побуждения со стороны учителя и родителей; пассивен; близких друзей не имеет.
Слайд 9Для того чтобы период адаптации к среднему школьному звену прошёл относительно
легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребёнка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
Слайд 10неудовлетворённость в общении,
неадекватное осознание своего положения в группе сверстников,
конфликтные
ситуации в семье,
отрицательный стиль отношения учителя- предметника
конфликты между родителями и учителями
Слайд 11
Рекомендации учителям
Будущему классному руководителю посещать уроки в начальной школе, знакомится с
личными делами детей, с индивидуальными особенностями детей ( по своим наблюдениям и из бесед с учителями ), наблюдать детей во внеурочной деятельности ) на переменах, во время воспитательных мероприятий ).
Слайд 12
Учителям-предметникам наблюдать детей в начальной школе на уроках, по своему предмету.
Для выработки единой терминологии, единых требований. Учителю-предметнику нужно оценить учебные умения и навыки детей в рамках своего предмета, чтобы опираться не хорошо сформированные навыки и отрабатывать недостающие.
Слайд 13Учителям, преподающим в среднем звене, согласовывать свои требования предъявляемые детям между
собой и взаимодействовать друг с другом.
В период адаптации к 5 классу ( особенно в первое полугодие ) оказывать детям психологическую и педагогическую поддержку ( дозировать нагрузку и т.д. )
Слайд 14Рекомендации родителям.
1. Отнестись к снижению успеваемости в первой четверти 5
класса как к объективному факту.
2. Помогать детям (особенно в первом полугодии 5 класса при выполнении домашнего задания) . От родителей требуется и организационная помощь(усадить за уроки и т.д.) и содержательная помощь (проконтролировать результат).
3. Наблюдать за самочувствием детей, особенно в первом полугодии 5 класса и взаимодействовать с классным руководителем.
Слайд 15
1. Было ли тебе интересно учиться с1 по 4 класс:
-всегда
-иногда
-никогда
2. Интересно ли тебе учиться в 5 классе:
-всегда
-интересно на некоторых уроках
-совсем неинтересно .
3.Часто ли ты испытываешь трудности в учёбе:
-часто
-иногда
-никогда
4.Что ты будешь делать если не получается задание?
-спрошу
-спишу
-брошу выполнять
-буду выполнять , пока не сделаю правильно
-пусть неправильно, но сделаю сам
5.Было ли тебе трудно учиться с 1 по 4 класс?
-часто
-иногда
-никогда
Анкета для учащихся 5 класса.
Слайд 16Анкета для родителей 5 кл.
Время потраченное вашим ребёнком на приготовление домашних
заданий:
Слайд 17 Оценка объёма домашнего задания:
Слайд 183.Полнота выполнения домашнего задания:
-полностью
-не полностью
4.Помощ родителей при выполнении домашнего
задания:
-часто
-редко
-никогда
5.Дети ложатся спать:
-в 21час
-в 22 часа
-позже.