Слайд 1Профилактика суицидального поведения
Анюхина И.А., педагог-психолог «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко
муниципального округа г. Симферополь, Республика Крым
Слайд 2За день в мире убивают себя 2300 человек, за год –
800 тысяч человек. По данным ВОЗ, самоубийства привели в 2000 г. к 814000 смертельных исходов, из которых около 20% пришлось на юношеский и подростковый возраст (для сравнения, в автокатастрофах ежегодно гибнет около 840 тысяч человек в год).
Слайд 3По разным данным, еще от 8 до 30 миллионов людей неудачно
покушаются на свою жизнь. При этом каждый второй, пытавшийся покончить с собой, в течение года повторяет свою попытку, обычно в более тяжелой форме. Каждый третий покончивший с собой совершал суицидальную попытку в прошлом.
Слайд 4ПРЕДРАССУДКИ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ.
1 Предрассудок: Большинство самоубийств совершается почти или
совсем без предупреждения.
Факт: Большинство людей подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах из-за событий, подталкивающих к самоубийству. Эти сигналы (или призывы о помощи) могут подаваться человеком в форме прямых высказываний, физических (телесных) признаков, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений. Они сообщают о возможности выбора самоубийства как средства избавления от боли, снижения напряжения, сохранения контроля или преодоления утраты.
Слайд 52 Предрассудок: Не следует говорить о самоубийстве с человеком, подверженным, по
вашему мнению, его риску, поскольку можно подать ему идею о совершении этого действия.
Факт: Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них. Открытый разговор с выражением искренней заботы и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью. Риск увеличивается, поскольку, попытавшись обсудить эту тему с одним собеседником и получив отказ, человек почувствует себя еще более одиноким, и проявит в последующем еще меньше энергии в поисках другого человека, способного ему помочь.
Слайд 63 Предрассудок: Самоубийца определенно желает умереть.
Факт: Намерения большинства суицидальных людей остаются
двойственными вплоть до момента наступления смерти. Очень немногие сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Преобладающее большинство лиц, обнаруживавших суицидальные тенденции в то или иное время своей жизни, находят способ продолжения жизни.
Слайд 74 Предрассудок: Те, кто кончают с собой, психически больны.
Факт: Действительно, наличие
психического заболевания является фактором высокого риска самоубийства. Однако многие, очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.
Слайд 8Виды суицидального поведения:
Истинный суицид
Демонстративный суицид
Скрытый суицид
Слайд 9Истинный суицид:
направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит
довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать, особенно родители.
Слайд 10Демонстративный суицид
не связан с желанием умереть, а является способом обратить
внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение.
Слайд 11Скрытый суицид
(косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его
признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Этот тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта.
Слайд 12Факторы, способствующие суициду
1. Подростки, делающие попытки самоубийства, часто происходят из неблагополучных
семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и подростками, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно.
Слайд 132. Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, могут стать причиной дезадаптивного поведения,
ведущего к суициду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может при вести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности подростка. Проблемы полового созревания в возрасте 12-17 лет более всего отягощены суицидами у подростков, выросших без отца при чрезмерной привязанности к матери.
Слайд 143. Депрессия.
Часто может носить скрытые формы: она маскируется повышенной активностью,
вниманием к мелочам, а иногда социальными провокациями — правонарушениями, беспорядочными половыми связями, чувство скуки и усталости, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % - это крик о помощи.
Слайд 15Группа риска:
1. Неуравновешенные подростки.
2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
3. Подростки, которые
либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.
4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.
5. Подростки в состоянии сильного стресса.
6. Подростки из конфликтных семей.
Слайд 16Признаки готовящегося самоубийства:
1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли
о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).
2. Прощание в различных формах.
3. Письменные указания, раздача ценных вещей.
4. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.
5. Угроза – прямая или косвенная.
Слайд 17Знак беды
Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются
следующими мотивами:
МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.
ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание
САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.
ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше.
ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).
Слайд 18Этапы профилактической работы с учащимися:
Диагностический (наблюдение; скрининговый опрос; уровень тревожности,склонность к
депрессии; сбор общей информации от классных руководителей)
Просвещение родителей, педагогов (памятки, семинары и практические занятия)
Актуализация духовно-нравственных ценностей учащихся (развивающие и коррекционно-развивающие занятия)
Коррекционно-развивающая работа (способы решения конфликтных ситуаций и т.д.)
Консультирование учащихся группы риска
Слайд 19Техники и приемы поддержания разговора с подростком:
Приветствие: улыбка, обращение по имени.
Установление
контакта глаз.
Сообщение о вашем восприятии собеседника, его чувств, установок, эмоционального состояния. Примеры: «Мне кажется, что Вы чувствуете…»; «Не чувствуете ли Вы себя несколько…»; «Вы несколько расстроены…».
Сообщение о своем эмоциональном состоянии (в данный момент).
Сокращение дистанции (социальной и физической).
Проявление дружеского расположения.
Предоставление возможности выговорится.
Сохранение самообладания.
Подчеркивание значимости собеседника для вас.
Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений и т.д.).
Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника.
Уважение мнения, точки зрения собеседника.
Обращение к социально одобряемым мотивам поступков.
Предоставление собеседнику возможности почувствовать свое превосходство над вами.
Признание перед собеседником своей неправоты раньше его.
Слайд 20ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА
Метод «зацепки»: кратко излагается небольшое
событие, личные впечатления как исходная для беседы.
Стимулирование игры воображения: в начале беседы ставятся вопросы по ряду проблем, которые должны в ней рассматривается.
Прямой подход. Краткое сообщение причин, по которым была назначена беседа.
Подчеркивание положительного вклада партнера в предстоящее решение проблемы.
Подчеркивание положительных последствий успешного решения проблемы дел и для собеседника лично.
Объяснение того, что собеседник не пострадает в результате совместной работы или что риск не велик, как ему кажется.
Снятие напряженности: теплые слова, шутка и т.д.
Определенная доза юмора.
Временный уход от решения проблем до более благоприятного момента
Слайд 21ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОБЛЕМАХ, ИНТЕРЕСАХ, МОТИВАХ И ПОЗИЦИЯХ
СОБЕСЕДНИКА
Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к говорящему за уточнениями.
А) Открытые вопросы требую дополнительной информации к первоначальному сообщению. ПРИМЕР: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду»;
Б) Закрытые вопросы требуют ответ в форме «да» или «нет». ПРИМЕР: «Вы предлагаете оставить все, как сейчас?».
2. Перефразирование (вербализация) состоит в передаче говорящему его сообщения словами слушающего.
А) Собственная формулировка сообщения говорящего в деталях, подробная. ПРИМЕР: «Как я понял вас»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…».
Б) Собственная формулировка сообщения говорящего в сокращенном, обобщенном виде; выбирается только существенное, главные моменты сообщения. ПРИМЕРЫ: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…»; «Таким образом…».
3. Развитие мыслей собеседника. Это могут быть:
А) логические следствия сообщения собеседника;
Б) интерпретация слов собеседника: выдвигаются предположения относительно причин высказываний собеседника. ПРИМЕР: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…».
Слайд 22Перечень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение
Предоставление партнеру возможности выговорится.
Вербализация эмоционального состояния:
а) своего, б) партнера
Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и т.д.).
проявление интереса к проблемам партнера.
подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
Обращение к фактам.
Спокойный и уверенный темп речи.
Поддержание оптимальной дистанции.
Слайд 23Перечень методов и приемов, ПОВЫШАЮЩИХ напряжение
1. Перебивание партнера.
2. Игнорирование эмоционального состояния:
а) своего, б) партнера
3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
5. Принижение партнера, негативная оценка его личности.
6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
7. Поиск виноватых и обвинение партнера.
8. Переход «на личности».
9. Резкое убыстрение темпа речи.
10. Избегание пространственной близости, контакта глаз.
Слайд 24Тот, кто имеет «Зачем жить», выдержит любое «Как»
Ф.Ницше
Помните! Главное, в чём нуждается
любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.
Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти.
Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.
Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.