Презентация, доклад на тему Профилактика формирования девиантных форм поведения у подростков

Содержание

Девиантное поведение - особая форма отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Подростковый возраст наиболее уязвим для негативного воздействия. В этот период ребенок переживает

Слайд 1
ПРОФИЛАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНЫХ
ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ
У ПОДРОСТКОВ

Составитель: педагог-психолог
МАОУ «Школа № 16 г.

Благовещенска»
 

ПРОФИЛАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНЫХФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВСоставитель: педагог-психологМАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» 

Слайд 2Девиантное поведение - особая форма отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает

понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. 

Подростковый возраст наиболее уязвим для негативного воздействия.
В этот период ребенок переживает переход от детства к отрочеству, от отрочества к юности, многочисленные внутриличностные конфликты.











Девиантное поведение - особая форма отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и

Слайд 3 Личность подростка с девиациями характеризуется низким уровнем социализации и

школьной дезадаптацией. Школьную дезадаптацию подразделяют на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:
при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение и т.д.).
Личность подростка с девиациями характеризуется низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. Школьную дезадаптацию подразделяют на

Слайд 4





Факторы девиантного поведения:
1. Общественные (внешние) факторы
● улица, двор, уличные группы

с отрицательной направленностью;
● пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).
● вовлечение несовершеннолетних в интернет-пространсво, виртуальное общение.

2. Индивидуально-личностные факторы
● отклонения в возрастном психическом развитии;
● нервно-психические заболевания и отклонения.








Факторы девиантного поведения: 1. Общественные (внешние) факторы● улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью;● пробелы и недостатки

Слайд 5Причины девиантного поведения:
● неустойчивость психики, слабость нервных процессов;
● акцентуированные черты личности

подростка;
● завышенная или заниженная самооценка,
● неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов),
● низкая саморегуляция поведения;
● проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников;
● тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения;
● включенность в молодежные субкультуры;
● неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность;
● наложение реакции эмансипации на реакцию группирования со сверстниками;
● низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи.

Причины девиантного поведения:● неустойчивость психики, слабость нервных процессов;● акцентуированные черты личности подростка;● завышенная или заниженная самооценка, ●

Слайд 6Типы семей, способствующих формированию
девиантного поведения у ребенка:
● Семьи, где родители

страдают психическими расстройствами или зависимостями.
● Асоциальные семьи.
● Семьи, где кто-то из ее членов тяжело болен.
● Семьи, в которых присутствует феномен подавления ребенка, насилия (психологического, физического), депривации (лишение родительского внимания, любви, невыполнение родительских бытовых обязанностей).
● Семьи, где один или оба родителя не хотели ребенка, что выливается нелюбовью к нему.
● Семьи с повышенной строгостью, контролем, деспотичным или авторитарным стилем воспитания.
● Семьи с избыточным потакательством ребенку, чрезмерной опекой.
● Семьи, где родители не уважают друг друга; присутствуют ссоры, скандалы, насилие.
 

Типы семей, способствующих формированию девиантного поведения у ребенка:● Семьи, где родители страдают психическими расстройствами или зависимостями.● Асоциальные

Слайд 7Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

В них входит:
● улучшение социальной ситуации развития ребенка;
● выявление и устранение негативных факторов;
● создание условий для благополучного развития личности.
 
Профилактическая работа осуществляется администраций школы, социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем. Привлекаются специалисты системы профилактики, медицинские работники.

Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. В них входит: ● улучшение социальной

Слайд 81. Психологическая диагностика.
Выявление типа акцентуаций у учащихся. Подростки с явными

акцентуациями обладают повышенным риском стать девиантными. Они более податливы внешнему влиянию, негативной окружающей среде и психическим травмам. При определенных факторах, воздействующих на «слабое» место подростка, акцентуации могут перерасти в отклонения.

Диагностика личностных особенностей позволяет выявить наличие/отсутствие конфликтности, агрессивности поведения, уровень развития самооценки личности, уровень самоконтроля – те качества подростка, которые могут привести к отклоняющему от социальных норм поведению.

1. Психологическая диагностика. Выявление типа акцентуаций у учащихся. Подростки с явными акцентуациями обладают повышенным риском стать девиантными.

Слайд 9В МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» за период 2018/2019 учебного

года среди учащихся 6-ых, 7-ых классов проводился комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление следующих особенностей личности подростков:
выявление акцентуированных черт личности;
особенности проявления агрессивного, конфликтного поведения;
уровень самооценки личности;
оценка самоконтроля в общении;
выявление коммуникативных и организаторских склонностей.

В МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» за период 2018/2019 учебного года среди учащихся 6-ых, 7-ых классов

Слайд 10



Использовались
следующие тестовые


методики:
● Адаптированный
подростковый опросник
Шмишека (классификация
Личко).
● Методика диагностики
показателей и форм
агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого).
● Тест К. Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной).
● Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.
● Методика Л.П. Пономаренко «Дерево».
● Методика КОС-1 (В. Синявский и Б.А. Федоришин).
 




Использовались    следующие тестовые

Слайд 112. Коррекционно-развивающая работа
По результатам диагностики разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию

и развитие личности подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой с учетом полученных психодиагностических данных.
При реализации программы использованы:
● Диалоговые методы (беседа, дискуссия).
● Развивающие упражнения и обучающие игры.
● Рефлексивные методы.
Программа рассчитана на 35 занятий по 30-40 минут. Занятия логически связаны между собой.
По окончанию реализации коррекционно-развивающей программы повторно проводится психологическая диагностика. Осуществляется мониторинг.
2. Коррекционно-развивающая работаПо результатам диагностики разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию и развитие личности подростка посредством воздействия

Слайд 13Диагностика типа акцентуации личности учащихся 6-ых классов


Диагностика типа акцентуации личности учащихся 6-ых классов

Слайд 14Наибольший процент – 26 % подростков имеют лабильный тип, нуждаются в

эмоциональной поддержке.

Гипертимный тип – 18 % – склонность к нарушению дисциплины, конфликтности).

Сенситивный (тревожный тип) – 12 % – склонность к неуверенности в себе, заниженная самооценка.

Психастенический тип – 17 % – склонность к оценке своих поступков, развит самоконтроль).

Демонстративный (истероидный) тип – 8 % – наличие завышенной самооценки, агрессивности, конфликтности).

Неустойчивый тип – 10 % – склонность к нарушению дисциплины, конфликтности).
Наибольший процент – 26 % подростков имеют лабильный тип, нуждаются в эмоциональной поддержке. Гипертимный тип – 18

Слайд 15Результаты психологического исследования личностных особенностей учащихся 6-ых классов
в 2018/2019 учебном

году

 

Результаты психологического исследования личностных особенностей учащихся 6-ых классов в 2018/2019 учебном году  

Слайд 16

Из рисунка видно, что у шестиклассников уровень конфликтности снижен на 15

%, агрессивности на 30 %. Уровень самоконтроля повысился на 28 %. Преобладает адекватная самооценка личности. Повысился уровень как коммуникативных особенностей, так и организаторских склонностей.

Из рисунка видно, что у шестиклассников уровень конфликтности снижен на 15 %, агрессивности на 30 %. Уровень

Слайд 17Диагностика типа акцентуаций учащихся 7-ых классов

Диагностика типа акцентуаций учащихся 7-ых классов

Слайд 18По данным диаграммы фиксируется преобладание у подростков эпилептоидного типа – 20

%. Затем следуют типы циклоидный и эпилептоидно-истерический – 13 %, гипертимный – 11 %. Истерический и лабильно-истерический – 8 %. Результаты диагностики и диаграмм наглядно свидетельствуют о том, что среди современных подростков наиболее распространен тип, который отличается агрессивностью, эгоцентризмом, внутренней противоречивостью, легкомыслием При условии нормального развития личности эти акцентуации не перейдут в психопатии, а могут стать чертами характера, определяющими жизнь человека. При нарушении поведения некоторые черты характера могут стать деликвентными и лишить возможности жить полноценной личной и общественной жизнью.
По данным диаграммы фиксируется преобладание у подростков эпилептоидного типа – 20 %.  Затем следуют типы циклоидный

Слайд 19Результаты психологического исследования
личностных особенностей учащихся 7-ых классов


Результаты психологического исследования личностных особенностей учащихся 7-ых классов

Слайд 20Из рисунка видно, что у семиклассников уровень конфликтности снижен на 14

%, агрессивности на 29 % Уровень самоконтроля повысился на 20 %. Преобладает адекватная самооценка личности. Повысился уровень, как коммуникативных особенностей, так и организаторских склонностей.
Из рисунка видно, что у семиклассников уровень конфликтности снижен на 14 %, агрессивности на 29 % Уровень

Слайд 21При составлении и реализации коррекционно-развивающей программы учитывались личностные особенности учащихся. Групповые

занятия направлены на: ● умение выражать свои эмоции, развитие эмоционального интеллекта; ● формирование стремления к конструктивному взаимодействию с людьми, бесконфликтному общению в среде сверстников; ● формирование позитивного мышления и в первую очередь отношение к себе; ● развитию уверенности в себе, повышению самооценки; ● развитию коммуникативных навыков общения, организаторских склонностей; ● умению преодолевать трудности.
При составлении и реализации коррекционно-развивающей программы учитывались личностные особенности учащихся. Групповые занятия направлены на: ● умение выражать

Слайд 223. Пропаганда здорового образа жизни.
3.1 Классные часы.
Тема: «Молодежь за ЗОЖ».
Тема: «Жизнь

без сигарет».
Тема: «Алкогольная зависимость – это серьезно».
Тема: «Как повысить самооценку».
Тема: «Как добиться поставленной цели в жизни».
Тема: «Эмоциональное благополучие как фактор гармоничного развития».
Тема: «Профилактика он-лайн угроз, развития интернет зависимого поведения».

3.2 Беседы, лектории, консультации, родительские собрания для родителей по повышению педагогической грамотности по вопросам возрастного психического развития ребенка, профилактике зависимого поведения подростка с участием специалистов службы системы профилактики.

3. Пропаганда здорового образа жизни.3.1 Классные часы.Тема: «Молодежь за ЗОЖ».Тема: «Жизнь без сигарет».Тема: «Алкогольная зависимость – это

Слайд 233.3 Организация в школе «Дня здоровья» с участием родителей.

3.4 Организация

проведения бесед по половому воспитанию подростков, профилактике сексуальных отклонений специалистами детской поликлиники.

3.3 Организация в школе «Дня здоровья» с участием родителей. 3.4 Организация проведения бесед по половому воспитанию подростков,

Слайд 244. Правильная организация досуга.
Рекомендации родителям о том, чтобы у ребенка

не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Очень важно предложить занятия ребенку учитывая его интересы.

5. Внеурочная деятельность в рамках образовательных программ.

На базе школы имеется центр дополнительного образования «Олимпик» и центр дополнительного образования «Орленок».

4. Правильная организация досуга. Рекомендации родителям о том, чтобы у ребенка не было большого количества свободного времени.

Слайд 25Реализация образовательных программ осуществляется в рамках ФГОС НОО и ОО за

счет внеурочной деятельности.
Сеть кружков во внеурочной деятельности – важная составная часть воспитательной системы.

В нашей школе работает 12 кружков для начальной школы и по 7 кружков для обучающихся 5,6,7,8 классов. Кружки ведут учителя начальных классов, классные руководители, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования.
Реализация образовательных программ осуществляется в рамках ФГОС НОО и ОО за счет внеурочной деятельности. Сеть кружков во

Слайд 26Направления внеурочной деятельности:
 Спортивно-оздоровительное
● Спортивное ориентирование
● ОФП по волейболу и

баскетболу
Духовно-нравственное
● В гостях у сказки
● Мастерская слова
Общеинтеллектуальное
● Умники и умницы
● Я – исследователь
● Занимательная математика
● Занимательная информатика
● Изучаем английский с удовольствием
● Цветоводство
● Проектная деятельность

Направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное ● Спортивное ориентирование ● ОФП по волейболу и баскетболу Духовно-нравственное● В гостях у сказки●

Слайд 27 Социальное
Умелые ручки;
Основы безопасного
движения;
Этика: азбука добра;
Школа безопасности;
Психология общения;
Творческая

мастерская.
Общекультурное
Юный художник;
Фольклорный ансамбль
«Горница»;
Мой любимый город.

СоциальноеУмелые ручки;Основы безопасного   движения;Этика: азбука добра;Школа безопасности;Психология общения;Творческая мастерская.	ОбщекультурноеЮный художник;Фольклорный ансамбль   «Горница»;Мой любимый

Слайд 28
На базе ЦДО «Олимпик» расположены:
● Центр технического творчества
«От моделей ученических

до ракет космических».

Учащиеся занимаются в кружках
по «ракетомоделированию» и «робототехники».
На базе ЦДО «Олимпик» расположены:● Центр технического творчества «От моделей ученических до ракет космических». Учащиеся занимаются в

Слайд 29Работают:
● Кружок
по «судомоделированию».
● Центр творчества
и развития «София».

Спортивные секции
каратэ и айкидо.
● В зимний период – катание
на коньках.

Работают: ● Кружок по «судомоделированию». ● Центр творчества и развития «София».● Спортивные секции каратэ и айкидо.● В

Слайд 30
На базе ЦДО «Орленок» расположены:
Хореографическая студия «Сальвэ».
Ансамбль русской народной песни «Горница».
Изостудия

«Юный художник».

На базе ЦДО «Орленок» расположены:Хореографическая студия «Сальвэ».Ансамбль русской народной песни «Горница».Изостудия «Юный художник».

Слайд 31В летний период реализуется летняя оздоровительная кампания. На базе школы для

учащихся проводятся следующие профильные смены:
 
Смена «Страна детства».
Смена «Юные туристы».
Смена «Будущие чемпионы».
Смена «Юные леготехники».
Смена «Юный судомоделист».
Смена «Зелёный остров».
Смена «ТРИ С».
Смена «Юный книголюб»;
Смена «Юный археолог».

В летний период реализуется летняя оздоровительная кампания. На базе школы для учащихся проводятся следующие профильные смены: Смена «Страна

Слайд 32Педагоги школы, педагоги дополнительного образования работают по следующим направлениям развития подростков

и детей:

спортивно-оздоровительное;
спортивно-техническое;
хореографическое;
психолого-педагогическое.

Ежегодно в профильных сменах занимаются до 170 детей. В основном это учащиеся из неполных семей, многодетных семей. Дети, имеющие трудности в обучении и воспитании.
 

Педагоги школы, педагоги дополнительного образования работают по следующим направлениям развития подростков и детей:спортивно-оздоровительное;спортивно-техническое;хореографическое;психолого-педагогическое. Ежегодно в профильных сменах

Слайд 34В летнем пришкольном лагере осуществляется общее развитие детей. Проводятся экскурсии, конкурсы,

викторины, соревнования. Дети посещают занятия в бассейне, спортивном зале.

В летнем пришкольном лагере осуществляется общее развитие детей. Проводятся экскурсии, конкурсы, викторины, соревнования. Дети посещают занятия в

Слайд 356. Трудовое воспитание
Озеленение школы. В летний период – школьного двора;
Создание ремонтных

бригад;
Создание отрядов вожатых, шефство старшеклассников над учащимися младших классов;
В летний период – трудоустройство через Центр занятости, через МУ ГМЦ «Выбор».
 

6. Трудовое воспитаниеОзеленение школы. В летний период – школьного двора;Создание ремонтных бригад;Создание отрядов вожатых, шефство старшеклассников над

Слайд 36СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть