Слайд 1
ПРОФИЛАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНЫХ
ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ
У ПОДРОСТКОВ
Составитель: педагог-психолог
МАОУ «Школа № 16 г.
Благовещенска»
Слайд 2Девиантное поведение - особая форма отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает
понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды.
Подростковый возраст наиболее уязвим для негативного воздействия.
В этот период ребенок переживает переход от детства к отрочеству, от отрочества к юности, многочисленные внутриличностные конфликты.
Слайд 3 Личность подростка с девиациями характеризуется низким уровнем социализации и
школьной дезадаптацией. Школьную дезадаптацию подразделяют на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:
при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение и т.д.).
Слайд 4
Факторы девиантного поведения:
1. Общественные (внешние) факторы
● улица, двор, уличные группы
с отрицательной направленностью;
● пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).
● вовлечение несовершеннолетних в интернет-пространсво, виртуальное общение.
2. Индивидуально-личностные факторы
● отклонения в возрастном психическом развитии;
● нервно-психические заболевания и отклонения.
Слайд 5Причины девиантного поведения:
● неустойчивость психики, слабость нервных процессов;
● акцентуированные черты личности
подростка;
● завышенная или заниженная самооценка,
● неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов),
● низкая саморегуляция поведения;
● проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников;
● тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения;
● включенность в молодежные субкультуры;
● неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность;
● наложение реакции эмансипации на реакцию группирования со сверстниками;
● низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи.
Слайд 6Типы семей, способствующих формированию
девиантного поведения у ребенка:
● Семьи, где родители
страдают психическими расстройствами или зависимостями.
● Асоциальные семьи.
● Семьи, где кто-то из ее членов тяжело болен.
● Семьи, в которых присутствует феномен подавления ребенка, насилия (психологического, физического), депривации (лишение родительского внимания, любви, невыполнение родительских бытовых обязанностей).
● Семьи, где один или оба родителя не хотели ребенка, что выливается нелюбовью к нему.
● Семьи с повышенной строгостью, контролем, деспотичным или авторитарным стилем воспитания.
● Семьи с избыточным потакательством ребенку, чрезмерной опекой.
● Семьи, где родители не уважают друг друга; присутствуют ссоры, скандалы, насилие.
Слайд 7Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.
В них входит:
● улучшение социальной ситуации развития ребенка;
● выявление и устранение негативных факторов;
● создание условий для благополучного развития личности.
Профилактическая работа осуществляется администраций школы, социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем. Привлекаются специалисты системы профилактики, медицинские работники.
Слайд 81. Психологическая диагностика.
Выявление типа акцентуаций у учащихся. Подростки с явными
акцентуациями обладают повышенным риском стать девиантными. Они более податливы внешнему влиянию, негативной окружающей среде и психическим травмам. При определенных факторах, воздействующих на «слабое» место подростка, акцентуации могут перерасти в отклонения.
Диагностика личностных особенностей позволяет выявить наличие/отсутствие конфликтности, агрессивности поведения, уровень развития самооценки личности, уровень самоконтроля – те качества подростка, которые могут привести к отклоняющему от социальных норм поведению.
Слайд 9В МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» за период 2018/2019 учебного
года среди учащихся 6-ых, 7-ых классов проводился комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление следующих особенностей личности подростков:
выявление акцентуированных черт личности;
особенности проявления агрессивного, конфликтного поведения;
уровень самооценки личности;
оценка самоконтроля в общении;
выявление коммуникативных и организаторских склонностей.
Слайд 10
Использовались
следующие тестовые
методики:
● Адаптированный
подростковый опросник
Шмишека (классификация
Личко).
● Методика диагностики
показателей и форм
агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого).
● Тест К. Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной).
● Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.
● Методика Л.П. Пономаренко «Дерево».
● Методика КОС-1 (В. Синявский и Б.А. Федоришин).
Слайд 112. Коррекционно-развивающая работа
По результатам диагностики разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию
и развитие личности подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой с учетом полученных психодиагностических данных.
При реализации программы использованы:
● Диалоговые методы (беседа, дискуссия).
● Развивающие упражнения и обучающие игры.
● Рефлексивные методы.
Программа рассчитана на 35 занятий по 30-40 минут. Занятия логически связаны между собой.
По окончанию реализации коррекционно-развивающей программы повторно проводится психологическая диагностика. Осуществляется мониторинг.
Слайд 13Диагностика типа акцентуации личности учащихся 6-ых классов
Слайд 14Наибольший процент – 26 % подростков имеют лабильный тип, нуждаются в
эмоциональной поддержке.
Гипертимный тип – 18 % – склонность к нарушению дисциплины, конфликтности).
Сенситивный (тревожный тип) – 12 % – склонность к неуверенности в себе, заниженная самооценка.
Психастенический тип – 17 % – склонность к оценке своих поступков, развит самоконтроль).
Демонстративный (истероидный) тип – 8 % – наличие завышенной самооценки, агрессивности, конфликтности).
Неустойчивый тип – 10 % – склонность к нарушению дисциплины, конфликтности).
Слайд 15Результаты психологического исследования личностных особенностей учащихся 6-ых классов
в 2018/2019 учебном
году
Слайд 16
Из рисунка видно, что у шестиклассников уровень конфликтности снижен на 15
%, агрессивности на 30 %. Уровень самоконтроля повысился на 28 %. Преобладает адекватная самооценка личности. Повысился уровень как коммуникативных особенностей, так и организаторских склонностей.
Слайд 17Диагностика типа акцентуаций учащихся 7-ых классов
Слайд 18По данным диаграммы фиксируется преобладание у подростков эпилептоидного типа – 20
%.
Затем следуют типы циклоидный и эпилептоидно-истерический – 13 %, гипертимный – 11 %.
Истерический и лабильно-истерический – 8 %.
Результаты диагностики и диаграмм наглядно свидетельствуют о том, что среди современных подростков наиболее распространен тип, который отличается агрессивностью, эгоцентризмом, внутренней противоречивостью, легкомыслием
При условии нормального развития личности эти акцентуации не перейдут в психопатии, а могут стать чертами характера, определяющими жизнь человека. При нарушении поведения некоторые черты характера могут стать деликвентными и лишить возможности жить полноценной личной и общественной жизнью.
Слайд 19Результаты психологического исследования
личностных особенностей учащихся 7-ых классов
Слайд 20Из рисунка видно, что у семиклассников уровень конфликтности снижен на 14
%, агрессивности на 29 % Уровень самоконтроля повысился на 20 %. Преобладает адекватная самооценка личности. Повысился уровень, как коммуникативных особенностей, так и организаторских склонностей.
Слайд 21При составлении и реализации коррекционно-развивающей программы учитывались личностные особенности учащихся. Групповые
занятия направлены на:
● умение выражать свои эмоции, развитие эмоционального интеллекта;
● формирование стремления к конструктивному взаимодействию с людьми, бесконфликтному общению в среде сверстников;
● формирование позитивного мышления и в первую очередь отношение к себе;
● развитию уверенности в себе, повышению самооценки;
● развитию коммуникативных навыков общения, организаторских склонностей;
● умению преодолевать трудности.
Слайд 223. Пропаганда здорового образа жизни.
3.1 Классные часы.
Тема: «Молодежь за ЗОЖ».
Тема: «Жизнь
без сигарет».
Тема: «Алкогольная зависимость – это серьезно».
Тема: «Как повысить самооценку».
Тема: «Как добиться поставленной цели в жизни».
Тема: «Эмоциональное благополучие как фактор гармоничного развития».
Тема: «Профилактика он-лайн угроз, развития интернет зависимого поведения».
3.2 Беседы, лектории, консультации, родительские собрания для родителей по повышению педагогической грамотности по вопросам возрастного психического развития ребенка, профилактике зависимого поведения подростка с участием специалистов службы системы профилактики.
Слайд 233.3 Организация в школе «Дня здоровья» с участием родителей.
3.4 Организация
проведения бесед по половому воспитанию подростков, профилактике сексуальных отклонений специалистами детской поликлиники.
Слайд 244. Правильная организация досуга.
Рекомендации родителям о том, чтобы у ребенка
не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Очень важно предложить занятия ребенку учитывая его интересы.
5. Внеурочная деятельность в рамках образовательных программ.
На базе школы имеется центр дополнительного образования «Олимпик» и центр дополнительного образования «Орленок».
Слайд 25Реализация образовательных программ осуществляется в рамках ФГОС НОО и ОО за
счет внеурочной деятельности.
Сеть кружков во внеурочной деятельности – важная составная часть воспитательной системы.
В нашей школе работает 12 кружков для начальной школы и по 7 кружков для обучающихся 5,6,7,8 классов. Кружки ведут учителя начальных классов, классные руководители, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования.
Слайд 26Направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное
● Спортивное ориентирование
● ОФП по волейболу и
баскетболу
Духовно-нравственное
● В гостях у сказки
● Мастерская слова
Общеинтеллектуальное
● Умники и умницы
● Я – исследователь
● Занимательная математика
● Занимательная информатика
● Изучаем английский с удовольствием
● Цветоводство
● Проектная деятельность
Слайд 27 Социальное
Умелые ручки;
Основы безопасного
движения;
Этика: азбука добра;
Школа безопасности;
Психология общения;
Творческая
мастерская.
Общекультурное
Юный художник;
Фольклорный ансамбль
«Горница»;
Мой любимый город.
Слайд 28
На базе ЦДО «Олимпик» расположены:
● Центр технического творчества
«От моделей ученических
до ракет космических».
Учащиеся занимаются в кружках
по «ракетомоделированию» и «робототехники».
Слайд 29Работают:
● Кружок
по «судомоделированию».
● Центр творчества
и развития «София».
●
Спортивные секции
каратэ и айкидо.
● В зимний период – катание
на коньках.
Слайд 30
На базе ЦДО «Орленок» расположены:
Хореографическая студия «Сальвэ».
Ансамбль русской народной песни «Горница».
Изостудия
«Юный художник».
Слайд 31В летний период реализуется летняя оздоровительная кампания. На базе школы для
учащихся проводятся следующие профильные смены:
Смена «Страна детства».
Смена «Юные туристы».
Смена «Будущие чемпионы».
Смена «Юные леготехники».
Смена «Юный судомоделист».
Смена «Зелёный остров».
Смена «ТРИ С».
Смена «Юный книголюб»;
Смена «Юный археолог».
Слайд 32Педагоги школы, педагоги дополнительного образования работают по следующим направлениям развития подростков
и детей:
спортивно-оздоровительное;
спортивно-техническое;
хореографическое;
психолого-педагогическое.
Ежегодно в профильных сменах занимаются до 170 детей. В основном это учащиеся из неполных семей, многодетных семей. Дети, имеющие трудности в обучении и воспитании.
Слайд 34В летнем пришкольном лагере осуществляется общее развитие детей. Проводятся экскурсии, конкурсы,
викторины, соревнования. Дети посещают занятия в бассейне, спортивном зале.
Слайд 356. Трудовое воспитание
Озеленение школы. В летний период – школьного двора;
Создание ремонтных
бригад;
Создание отрядов вожатых, шефство старшеклассников над учащимися младших классов;
В летний период – трудоустройство через Центр занятости, через МУ ГМЦ «Выбор».