Слайд 1Профилактика суицида
Педагог-психолог
МАОУ школа № 97
Айбашева Айгуль Рафиловна
Слайд 2Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает
понять окружающим о своем намерении.
Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно.
Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми
Слайд 3Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы,
попытки, покушения.
Слайд 4Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности.
Спусковым
крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых. («синдром Вертера»)
Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру. оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.
. (В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком).
Слайд 5ГРУППА РИСКА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ:
Отличники, т. к. к ним
все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).
Слайд 6СТАТИСТИКА
По количеству самоубийств Россия занимает в мире -
2 место.
По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место.
Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними.
Слайд 7ВИДЫ СУИЦИДА:
Истинный.
Демонстративный суицид (попугать).
Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение –
занятия экстремальным спортом, алкогольная или наркотическая зависимость
Слайд 8МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная
или мнимая утрата любви родителей.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания.
7. Любовные неудачи, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста.
9. Желание привлечь к себе внимание.
10. Чувство безнадежности.
11. Множественные проблемы,
все глобальные и неразрешимые.
12. Желание наказать обидчика.
13. Депрессивные состояния.
Слайд 9ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Нарушение детско-родительских отношений.
Конфликты с друзьями или
педагогами.(как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1)
Прессинг успеха.( страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).
Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.( самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение)
Самоубийство фанатов после смерти кумира. (имеют часто массовый характер).
Слайд 10ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ:
Слайд 11ВЕРБАЛЬНЫЕ (РЕЧЕВЫЕ) МАРКЕРЫ:
Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы
лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Слайд 12
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ:
Отчаяние и плач.
Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
Нехватка жизненной активности.
Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
Повышение или потеря аппетита.
Вялость и апатия.
Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
Приведение в порядок своих дел.
Отказ от личных вещей.
Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
Суицидальные попытки в прошлом.
Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
Скудные планы на будущее.
Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Слайд 13ЧТО МОГУТ УВИДЕТЬ/ЗАМЕТИТЬ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ:
изменения настроения, питания;
изменения сна, изменения в
отношении к своей внешности;
самоизоляция, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.);
нежелание посещать образовательное учреждение (в том числе увеличение числа прогулов);
серьезные изменения в состоянии здоровья (частые недомогания, частые головные боли и др.).
Слайд 14СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Первая форма – организация социальной среды.
Воздействуя
через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.
Слайд 15ВТОРАЯ ФОРМА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ - ИНФОРМИРОВАНИЕ.
Это наиболее привычное направление психопрофилактической
работы в форме
-лекций,
- бесед,
-распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.
Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений.
Слайд 16ТРЕТЬЯ ФОРМА – АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ВАЖНЫМ НАВЫКАМ.
Данная модель преимущественно реализуется
в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Слайд 17ЧЕТВЀРТАЯ ФОРМА – ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
Альтернативными формами активности
признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, духовная, благотворительная).
Слайд 18ПЯТАЯ ФОРМА – ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Она исходит из представлений о
личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Слайд 19
ШЕСТАЯ ФОРМА - АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ.
Активные занятия подростков спортом, их
творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему миру
Слайд 20РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКУ, ИМЕЮЩЕМУ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА:
не отталкивайте
его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно
обратиться за помощью;
Слайд 21 не предлагайте упрощенных решений;
дайте понять, что хотите поговорить о
чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Слайд 22ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ
Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
Будьте внимательным слушателем
Будьте искренними в
общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
Помогите определить источник психического дискомфорта
Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите
определить перспективу на будущее.
Слайд 23РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ЗАМЕЧЕНА
СКЛОННОСТЬ К САМОУБИЙСТВУ.
1.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Слайд 24РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке..
Не
ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.
Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами
Слайд 25Закрытые сообщества в соц.сетях
Приглашение поступает от администратора. Рекомендации дают минимум 2
участника группы.
Добро пожаловать. За любое лишнее действие вас здесь больше не окажется. У вас есть всего 6 дней. Вам нужно найти ключ к последнему дню. Прислать рисунки или рассказы с подписью «Ня.пока»
Слайд 26ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СООБЩЕСТВА «VK», НА КОТОРЫЕ ПОДПИСАН РЕБЕНОК;
НА РЕЖИМ СНА(РАННИЕ
ПОДЪЕМЫ ИЛИ НАОБОРОТ )
Слайд 27Второй уровень: присылай фото в альбом «порезы/шрамы»
Закрой уши, никого не слушай.
Режь себя, ну же… Ты никому не нужен».
Слайд 30
Суицид несовершеннолетнего можно предотвратить: для этого необходимо, прежде всего родителям, педагогам,
друзьям быть внимательными к любым резким изменениям в поведении человека, слышать его, чувствовать и вовремя заметить тревожные сигналы.