Слайд 1Педсовет:
«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»
Подготовила: Шванёва н.Н.
Педагог-психолог
Слайд 2Буллинг - стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении
времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений»
Слайд 3Главные компоненты определения буллинга:
Агрессивное и негативное поведение
Осуществляется регулярно
Дисбаланс власти и
Слайд 4Виды буллинга
Физическое насилие
Эмоциональное насилие
Сексуальное насилие
Экономическое насилие
Кибербуллинг
Слайд 5Кибербуллинг
Использование телефона
E-mail
Социальной сети
Видео портал
Слайд 6Причины буллинга
Семья и окружение
Участие взрослых
культ грубой силы;
влияние СМИ;
дворовая этика;
пример взрослых.
унижение учащихся;
негативные
высказывания;
угрожающие жесты.
Слайд 7В ситуации травли всегда есть:
"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает
жертву.
"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Слайд 81 группа. «Психологический портрет буллера (агрессора)».
Поведенческие особенности.
Эмоциональные особенности.
Социальное
окружение.
2 группа. «Психологический портрет жертвы буллинга».
Поведенческие особенности.
Эмоциональные особенности.
Социальное окружение.
3 группа. «Психологический портрет свидетеля буллинга: «союзника» или «зрителя».
Поведенческие особенности.
Эмоциональные особенности.
Социальное окружение.
Слайд 9Типичные черты булли
Импульсивность;
Раздражительность;
Эмоциональная неустойчивость;
Завышенная самооценка;
Враждебность (агрессивность);
Отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении
общепринятых норм и правил;
Склонность ко лжи или жульничеству;
Слайд 10Поведение свидетелей буллинга:
У них отмечается страх совершения подобного с тобой,
злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий.
Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.
Они переживают желание присоединиться к травле.
Слайд 11Жертвы буллинга. Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть
изгоем.
физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП);
особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре.
особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения.
Отсутствие опыта жизни в коллективе
Слайд 12С какими реальными ситуациями буллинга в школе вы сталкивались? В чем
они проявлялись? Какие чувства вы при этом испытывали?
Что делали в этих случаях педагоги?
Каковы последствия насилия в детских отношениях?
Как можно предотвратить и преодолеть жестокость в отношениях между детьми?
Слайд 13Выявление буллинга в образовательном учреждении
приемлемое для образовательного учреждения определения буллинга.
можно
вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психологического насилия.
какими способами поддерживают свой авторитет педагоги, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями детей, персонала, педагогами и родителями.
наблюдения дадут возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. (Анонимное анкетирование всех участников образовательного процесса).
Слайд 14обсуждение проблемы, беседы с детьми как индивидуальные, так и в группе
очень важны и полезны.
наблюдение за поведением учащихся или воспитанников в классе, группе и во время общения, игр; готовность оказать поддержку тем детям, которые стали «жертвами» буллинга; обмен опытом по положительному решению таких проблем.
Слайд 15Профилактика
создание условий по недопущению буллинга
разобщение обучающегося со стрессовыми воздействиями
укрепление защитных сил
личности
Слайд 16I Этап профилактики:
Признать, что проблема существует в образовательной организации.
«Если вы
ничего не предпринимаете для решения проблемы, вы сами становитесь ее частью»
Слайд 17II Этап –определение проблемы
Суть проблемы
Серьезность проблемы
Частоту проблемы
Примеры
План действий
Слайд 18Iii этап-выполнение программы
многие дети не считают притеснение (травлю) проблемой
некоторые родители ожидают
от своих детей, что они будут агрессивными;
некоторые педагогии не верят, что в их обязанности входит учить детей заботиться о себе.
Слайд 19Выполнение программы, действия педагогов
в ситуации травли сохранять спокойствие и руководить;
воспринять случай
или рассказ серьезно;
незамедлительно принять меры;
подбодрить потерпевшего;
предложить пострадавшему конкретную помощь и поддержку;
наказать обидчика и объяснить, почему.
Слайд 20Направление работы с компанией обидчиков
обидчиков нужно экстренно и эффективно разоблачать;
не напирать
на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков;
работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.
Слайд 21Работа с жертвами и преследователями
переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой,
и предложить письменно описать все случившееся;
переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;
объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;
Слайд 22Работа с жертвами и преследователями
поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной
группе, показать им письменные объяснения ребят;
вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
Слайд 23Работа с жертвами и преследователями
обучить с помощью детей, чаще всего попадающих
в положение жертвы, методам психологической защиты; (психолог)
потребовать от обидчиков извинений;
если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;
если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре».
Слайд 24Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги
Слайд 25Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на
жизни человека в течение десятилетий.
Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности.