Слайд 1
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Слайд 2
Детство, как почва, в которую
падают семена.
Они крохотные, их не
видно,
но оно есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми
и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
Слайд 3ЦЕЛЬ:
отработать профилактические навыки работы педагогов с детьми «Группы риска»
ЗАДАЧИ:
дать понятие «Акцентуация характера» ;
ознакомить с одним из видов поведения “Школьный буллинг”и выявить проблемные зоны;
обсудить доступные и эффективные методы работы с детьми «Группы риска»;
составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми «Группы риска»
Слайд 4ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Обучение педагогов навыкам эффективного взаимодействия с подростками
«Группы риска»
Слайд 5Характер человека формируется довольно рано и остается достаточно устойчивым
Характер проявляется
в деятельности и общении.
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе.
Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются отклонения в поведении, граничащие с патологией.
Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Слайд 6
Типы акцентуаций характера:
лабильный - резкая смена настроения в зависимости
от ситуации;
астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;
боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;
шизоидный - замкнутость, трудности в установлении контактов, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания;
эпилептоидный - импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность;
демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, склонность к авантюризму;
неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие поверхностный характер;
конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности.
застревающий (параноидный) - повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;
гипертимный - постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость;
Слайд 7В развитии акцентуаций характера можно выделить две группы изменений:
Острые
аффективные реакции:
а)интрапунитивные реакции - нанесение себе повреждений. Наиболее часто встречается при типах акцентуаций сензитивной и эпилептоидной.
б) экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее - нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных лицах или попавших под руку предметах.
Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при
гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
Слайд 9эпилептоидный - импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению, проявляющейся в
виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность
неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие поверхностный характер
лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации
гипертимный - постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость
Результаты исследований:
Слайд 10Цель:
выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и
эффективные методы работы с такими детьми;
систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми «Группы риска», а именно с подростками девиантного поведения.
Слайд 11Каждый ребёнок уникален и неповторим.
Однако, можно выделить несколько моделей поведения,
каждая из которых является характерной для определённой группы детей.
В соответствии с теорией С. Гринспана определяются как основные и наиболее распространённые следующие типы поведения, отражающие темперамент и характер ребёнка:
Застенчивый
Вспыльчивый
Избегающий контактов
Обидчивый
Неуправляемый
Слайд 13Выделяют три формы девиантного поведения:
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
Слайд 14
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого
имущества;
Торговля наркотиками.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих
Уважаемые коллеги,
перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
Слайд 15Асоциальное поведение -
уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее
благополучию межличностных отношений:
Побеги из дома;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
… перечислите, какие поступки являются асоциальными?
Слайд 16
Курение
Токсикомания
Наркомания
Вскрытие вен
Алкоголизм
Суицид
… перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
Аутодеструктивное поведение –
поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности
Слайд 17Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь
семья.
Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых.
Эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство
Неправильное понимание родителями роли семейного воспитания
Снижение интереса к воспитанию
Удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Слайд 18Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на
отклоняющее поведение.
Факторы риска
СЕМЬЯ
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ПРОБЛЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ОТСУТСТВИЕ ПРОЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Слайд 19Скверная атмосфера в семье (брань и насилие между родителями), дети предоставлены
сами себе
Поведенческие навыки (насилие по отношению к другим), неуступчивость, неразвитые социальные навыки)
Отвержение сверстниками
Низкая самооценка
Плохая успеваемость
Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением и принадлежность к другим группам
Слайд 20
поражение нервной системы в родах…
проблемы с психическим и физическим здоровьем
– разного рода психопатии….
физические дефекты…
наследственность-рождение от наркомана или алкоголика…
Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.
Это конституционная предрасположенность:
Слайд 21Отсюда возникает:
конфликтное отвержение со стороны сверстников;
вымогательства денег, давление, шантаж;
неоднократные мучения, оскорбления,
угрозы, запугивания, унижения;
принуждение совершать поступки против воли.
Слайд 22Агрессор
на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при
получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно - полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Слайд 23Аутсайдер
его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по
классу, или спрятаны;
на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Слайд 25Обсуждение ситуаций
Уважаемые коллеги, перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их
с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Слайд 26Обсуждение ситуаций
После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно
громко хлопнув дверью.
Агрессия – асоциальное поведение
Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома.
Насилие – антисоциальное поведение
Слайд 27Обсуждение ситуаций
Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников.
Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше.
Токсикомания – аутодеструктивное поведение
Как говорил Макаренко:
«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник».
Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?
Правонарушителями не рождаются, ими становятся.
Слайд 28Как вы думаете, что должны знать педагоги о работе с такими
детьми?
Он должен знать:
Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений .
Факторы риска, формирующие девиантное поведение.
Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.
Давайте, сравним ваши ответы с реальными фактами.
Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?
Слайд 29Упражнение «Чистый лист».
Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не
замечают в семье – часть его души отрывается.
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?.........
А что в итоге?
Слайд 30
Душа ребенка
становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности,
Слайд 31Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в
России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы.
Булли скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля.
Рассмотрим один из видов девиантного поведения …
Слайд 32 Формы школьного буллинга могут быть различными:
систематические насмешки, в основе
которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др.
Поведение ученика
Физическая агрессия
Словесный булине
Изоляция
Запугивание
Вымогательство
Повреждение имущества: .
Слайд 33Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью
других. Учителям следует определить тех детей, чьё поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои проблемы, например, неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её преодолеть.
Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.
Рекомендации:
Слайд 34заявление школы;
краткое определение буллинга с иллюстрациями;
декларация правил поведения в школьном сообществе
для учащихся, учителей, административных работников и родителей;
заявление об ответственности всех тех, кто наблюдал буллинг и пытался его устранить;
общее описание мер, которые школа предпринимает по борьбе с буллингом.
Слайд 35Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных
мероприятий и психологических акций.
Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр. «Доска знакомства» или «Наши открытия». «День звезды», «День имени». Организация «Выставки достижений».
Организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций
Психолого-педагогические подходы к коррекции поведения…
Слайд 36Психолого-педагогические подходы к коррекции поведения…
Проведение часов общения,
бесед, практикумов по проблемам поведения
Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый
раз отрефлексированы вместе
с ребенком
Слайд 37Составление алгоритма
Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть
мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя.
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.
Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
Слайд 38Алгоритм действий:
Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними причины буллинга. При
разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга — дети из неблагополучных семей. С родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребёнка, который стал жертвой.
Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, вы сможете решить эту проблему вместе.
Анализ динамики развития.
Корректировка программы развития.
Слайд 39 Обсуждение проблемы.
Беседы со
школьниками как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их интересах.
Следующий шаг — обращение к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия.
Цель бесед с ними — вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми.
Слайд 40 Вот некоторые рекомендации:
обсудите со школьниками, почему в вашем образовательном
учреждении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить;
предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошёл в школе. С их разрешения зачитайте его, и предложите им дать определение буллингу.
ознакомьте школьников с материалами (видео, книги), которые содержат информацию на эту тему.
предложите тему для обсуждения.
пригласите заинтересованных учащихся в Комитет по предотвращению буллинга, созданный в школе.
Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в решении проблемы.
Слайд 41Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:
1. Я тебе верю.
2. Мне жаль, что с
тобой это случилось.
3. Это не твоя вина.
4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.
5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.
Слайд 42
Рекомендации учителям, администрации…
Начните с точного, приемлемого
для вашего образовательного учреждения определения буллинга.
Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психологического насилия. Включить в него можно также учителей и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс.
Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной площадке), школьного персонала, учителями и родителями.
Слайд 43Непосредственная работа с жертвами и преследователями
переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим
их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;
переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;
объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;
подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
Слайд 44Непосредственная работа с жертвами и преследователями
поговорить с родителями детей, участвовавших
в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;
вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;
потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;
если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;
если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещё из детей принимал участие в такой «игре».
Слайд 45Полезно также составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли
бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей.
Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Они также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины.
Вы также сможете определить, какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе.
Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением.
Вы также узнаете реакцию школьного персонала и родителей на буллинг, и, более того, какие дополнительные внешние силы, на их взгляд, следует привлечь для решения проблемы.