Здравствуйте, уважаемые коллеги . Наш разговор я хотела бы начать с кратких сведений о себе.
Основная цель
моей педагогической практики: создание условий для развития метапредметности учащихся через участие в проектно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочной деятельности.
Анализируя свою деятельность как педагога, я столкнулась с проблемой :
Осознав эту проблему я стала искать технологию, которая может работать на детях разного уровня развития. Которая сможет и слабого учащегося сделать успешным в классе, в семье, в школе, а в дальнейшем и в окружающем социуме. И ей оказалась технология проектной деятельности.
Для достижения какой же цели будет работать эта технология? На создание условий…
я предполагаю, что использование новых образовательных технологий, в частности, проектного метода обучения, вовлечение учащихся в проектно – исследовательскую деятельность поможет мне развить метапредметные универсальные умения и навыки.
Идея прак
тики:
Немного слов об актуальности данной темы. Причины по которым я стала работать именно над этой темой.
Анализируя свою деятельность как педагога, каждый учитель рано или поздно в процессе своей педагогической деятельности сталкивается с противоречиями:
Социологические исследования позволяют констатировать, что запрос работодателей, сделанный из различных секторов рынка, к системе начального и среднего профессионального обучения имеет общие требования:
Они хотят видеть у своих молодых специалистов:
То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций:
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих учащемуся раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.
Передо мной встал вопрос: «С чего же начать?» «Как простроить работу по данной теме?» После некоторых раздумий и поисков у меня появились этапы формирования своего опыта работы по данной теме.
Сегодня перед школой ставятся новые задачи:
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём, всех детей, без всякого исключения…»
(В. В. Давыдов)
А это и есть мета предметность! "Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. Мета деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
Так уж сложилось, что классы, с которыми я работала и работаю не столь высокого уровня развития, которого хотелось бы учителю. В таких классах зачастую упор делается да же не на среднего, а на детей критического уровня развития. В заботах о том, чтобы класс не потерял своих слабых учеников, на сильных детей уделяется гораздо меньше времени, чем требовалось бы. И вот здесь снова появляется метод проектов, который позволяет для учеников разного уровня развития найти работу по своим силам и возможностям. Совместная деятельность даёт возможность каждому почувствовать свою значимость.
Любой проект в продуктивном обучении личностно-ориентирован, в то время как традиционная школа все еще работает на среднего ученика. Что снова же работает на решение проблемы моей практики: как усиленно работая со средними и слабыми учащимися развивать и сильных учеников?
Во 2 классе по Литературному чтению при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень. После изучения стихотворений Тютчева. Бальмонта, Плещеева, Фета… разбирается технология построения стихотворения (рифма, такт..) на уроке работали в группах пытались сочинить стихотворения на заданные рифмы, а дома каждый сам вот на таких красивых листьях
Проектная задача
«Как помочь птицам зимой?»
Продукт: стенгазета
Практическая задача
« Мой детский журнал»
Продукт : самостоятельно сделанный детский журнал»
http://www.bratsk-school32.ru/images/MATERIALS/FGOS/2014/metody-organizacii-od/materialy-seminara-table.gif
Все большую популярность в работе с младшими школьниками приобретают проектные задачи. Педагогов в их использовании привлекает то, что наблюдая за работой детей при решении проектной задачи, можно фиксировать проявления регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Кроме того, решая проектные задачи, ученики приобретают необходимую подготовку к проектной деятельности в средней школе.
Понятие «проектная задача» появилось сравнительно недавно. Это понятие ввел А.Б. Воронцов. В своих работах автор указывает, что для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям, переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно. Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников могут стать проектные задачи.
Проектная задача, по мнению А.Б. Воронцова, ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
Если урочная деятельность носит в основном групповой характер, то внеурочная – это индивидуальная работа или работа в малых группах (двойки – тройки)
В 2014 г. На базе своего класса организовала исследовательский клуб «Почемучки». Занятия клуба посещали ребята, которые хотели заниматься проектной деятельность. Они узнавали как вести групповую работу, учились добывать информацию из интернета, проводить научное наблюдение, опыт и эксперимент. Совместно ставили цели, задачи и выдвигали гипотезы, затем анализировали сказанное при помощи проблемных вопросов. И вот вы видите результат деятельности клуба «Почемучка»
Надо сказать, что работа в данной технологии предполагает тесную связь с родителями детей. Учитель работает на осознание выполняемой учащимся деятельности (консультирует, мотивирует, сопровождает, помогает обозначить проблему каждого этапа исследования), то родитель это мотиватор, товарищ, контролёр.
Если вы заметили, то на фотографиях участников проектов, исследований гораздо больше, чем на защите. Дело в том, что не все желающие заниматься проектно-исследовательской деятельностью доходили до финала проекта. Всем нравилось делать опыты, проводить эксперименты, играть, а вот как дело доходило до заданий требующих волевых усилий (заучивание текста проекта. Презентация проекта перед классом, монотонное каждодневное исследование в течении недели повадок птиц(надо было мёрзнуть на морозе) на этом этапе группы редели и из 6 – 8 человек оставалось 2 – 3.
И я считаю, что это нормально. Я дала им возможность попробовать свои силы. Кто-то дорос до нужного уровня самостоятельности, кто-то понял чего не хватает и над чем надо работать.
В этом году я набрала первый класс. Класс по уровню развития слабее предыдущего набора. Я приглядывалась к детям и поэтому у нас был только 1 проект.
А вот проекты этого года. Думаю, что работа в проектно-исследовательской деятельности - может быть одним из ярких воспоминаний начальной школы. Ребёнок может быть не совсем успешен по предметам, проектно-исследовательская деятельность предоставляет ему возможность почувствовать себя успешным. Он говорит: Я- смог, Я – сделал, Я – молодец! Мама будет мной гордиться!
Проанализировав свою работу по данной теме, хочу поделиться некоторыми итогами, выводами. Тем, что из всей информации я отобрала для себя, то что я применяю в своей деятельности. Сделаю это кратко и лаконично.
Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью как инструментом развития мета предметности учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. А пока ещё маленькая, но уже личность человека, стоящего за всем этим
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу:
«Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
«… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передаётся мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт.»
К.Д. Ушинский
Владимир Михайлович
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть