Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад № 1 комбинированного
вида Белгородской области»
Проект по заиканию на тему:
ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила:
учитель-логопед
Забара Алина Александровна
Слайд 2В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем в
обществе, где в связи с резко возросшей в последние годы общей неврозатизацией населения число страдающих логоневрозом также увеличивается, и проблема эффективной коррекции заикания продолжает оставаться актуальной
Слайд 3Цель:
разработать игры и упражнения с песком и водой, способствующие формированию
бессудорожной речи заикающихся дошкольников.
Слайд 4Задачи:
1.Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2.Провести теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по выявлению особенностей игровой деятельности у детей с заиканием;
3.Разработать игровые приемы с использованием песка и воды по преодолению заикания у дошкольников.
Слайд 5Значение игры в развитии дошкольников
Игра как ведущая деятельность
детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь.
Слайд 6 В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей.
В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в коррекционной работе с заикающимися детьми.
Чтобы использовать, игровую деятельность в коррекционных целях, необходимо дифференцированное изучение поведения заикающихся детей в играх.
Слайд 7Особенности поведения заикающихся детей в играх.
У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста.
В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями:
Слайд 8Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в
коллективной игре, одна треть - в играх подгруппами в один - два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания.
Слайд 9Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется
накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно более устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве.
Слайд 10В целом, для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного
общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.
Слайд 11В результате исследования игровой активности заикающегося ребенка определяется его принадлежность к
одной из следующих групп:
Группа А
Группа Б
Группа В
Группа Г
Группа Д
Слайд 12Характеристика видов игр.
Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания,
игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. - развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.
Слайд 13Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями ставят всех
заикающихся детей в равное положение.
Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель -сформировать у детей правильную речь, одновременно дают им определенные знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический, строй речи, психические процессы, и прежде всего познавательные. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предметов.
Слайд 14Для заикающихся детей полезны игры с пением - хороводы, и игры-инсценировки.
В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений - с характером музыкального сопровождения.
Слайд 15С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не
нарушать у детей темпа дыхания и речи. Выделяют подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные.
В играх-драматизациях (стихотворного, текста, прозы, в на стольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой.
Слайд 16Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми.
Наблюдения за
заикающимися детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов — цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, конструктор, пазлы, разрезные картинки, разнообразные игрушки — большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой (37— 38 °С) и песком.
Для дошкольников это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
Слайд 17Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде
или песке — они либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с итмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно.
Принципом работы стала установка: «Играй и говори одновременно».
Слайд 18Необходимое оборудование:
Для коррекции заикания на индивидуальных занятиях с детьми (время занятия
до 15 мин) можно использовать ящик размером 50x70 см, наполняя его мелким, просеянным и прокаленным песком слоем 9 см.
Для воды подойдет широкий овальный или круглый таз темно-синего цвета, глубиной 50 см, который устанавливается на специальной стойке или детском столе.
По мнению врачей офтальмологов, темный цвет не раздражает глаза ребенка, а блики от солнечного и яркого искусственного освещения гасятся. Синий цвет пластмассы, из которой изготовлен таз, является наиболее приближенным к естественному цвету воды в природе.
Для игр с песком и водой ребенок должен иметь клеенчатый фартучек и индивидуальное полотенце.
Слайд 19Примеры использования песка и воды в индивидуальной коррекционной работе с заикающимися
детьми 5—7 лет.
Развитие диафрагмального дыхания
—«Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот "шариком". Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой»;
—«Выровняй дорогу»
—«Что под песком?»
—«Ямка»
—«Помоги зайцу»
—«Дорога к другу»
—«Секрет»
—«Добрый великан»
—«Буря»
—«Морская прогулка»
Слайд 20Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование
мелкой моторики
•Положить ладони на песок или воду, почувствовать полнее расслабление пальцев.
•Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать кулачки.
•Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
•Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».
•Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки» - «рожки», «один пальчик — все пальчики»).
•При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок или теплую воду.
Слайд 21Артикуляционные упражнения
•«Лошадка»
•«Индюки»
•«Качели»
•«Часики»
•«Накажи непослушный язычок»
Слайд 22Автоматизация звуков
•«Сильный мотор»
•«Слабый моторчик»
•«Горочка»
•«Дорожка»
•«Совпадение»
Слайд 23Развитие фонематического слуха
•«Спрячь ручки»
•«Слоговые дорожки»
•«Водолаз»
•«Два моря»
•«Шторм»
•«Два города»
Слайд 24Формирование слоговой структуры слова
•«Полоски»
•«Исправь ошибку»
•«Раздели слово на слоги»
Слайд 25Словарная работа
•«Сложные слова»
•«Родные слова»
•«Я делал — я сделал»
Слайд 26Совершенствование грамматического строя речи
•«Лодочка»
•«Чего не стало»
•«Подбери слово»
Слайд 27Звуковой анализ слова и предложения
На песке можно чертить схемы слов и
предложений разной степени сложности.
Слайд 28Обучение грамоте
•«Напиши на воде (на песке)»
ребенок пишет заданные буквы, слоги
и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на воде короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Слайд 29Связная речь
• «Дорисуй картинку и составь предложение»
•«Начни предложение»
•«Друзья»
• «Что случилось?»
• «Две игрушки»
• «Рыбка»
Слайд 30Реализация проекта:
На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании песка и воды
можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д. Такую работу необходимо проводить как минимум раз в неделю.
Для этого мы предлагаем календарный план реализации проекта.
Слайд 31Материальная база проекта:
Все оборудование приобретается самостоятельно, а основные средства игры
(песок и вода) окружают нас в обыденной жизни, поэтому не составит труда найти их. Клеенчатый фартук и полотенце, приобретаются родителями индивидуально для своих детей.
Слайд 32Ожидаемые результаты проекта:
Логопедические игры с песком и водой на индивидуальных занятиях
с заикающимися детьми 5—7 лет должны вызывать у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом (четками), дыхательной гимнастикой по методу А.Н. Стрельниковой (7— 10 мин), хоровым и индивидуальным пением (10—15 мин), благодаря таким занятиям, у детей будет формироваться плавная и бессудорожная речь, правильное диафрагмальное дыхание, связная речь, мелкая моторика и многое другое.