Презентация, доклад на тему Проблемы подготовки детей к школе

Проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он

Слайд 1 Современные трактовки проблемы подготовки детей к школе

Современные трактовки проблемы подготовки детей к школе

Слайд 2Проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматривается с точки

зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.

В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций.
Л.С. Выготский не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе. В этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.

Проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям

Слайд 3Два момента в работах Л.С. Выготского, которые имеют общий характер:
предпосылки к

определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития;
во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения.
Вместе с тем Л.С. Выготский указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений.
Два момента в работах Л.С. Выготского, которые имеют общий характер: предпосылки к определенному типу, виду и уровню

Слайд 4СЛ. Рубинштейн, не рассматривая специально проблему готовности к школьному обучению, прежде

всего, отмечал принцип единства сознания и деятельности, а его проявление в учебном процессе трактовал с позиций единства обучения и развития.

Он много говорил о роли игры в подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит развитие не только способностей ребенка, но и самой деятельности ребенка.
Находясь в генетическом ряду между игрой и трудовой деятельностью, учебная деятельность является порождением и развитием игровой деятельности и предпосылкой, фундаментом трудовой деятельности.
Будучи связана с игрой и трудом, она, однако, и отлична от них. Отличие это выступает, прежде всего, в мотивации.

СЛ. Рубинштейн, не рассматривая специально проблему готовности к школьному обучению, прежде всего, отмечал принцип единства сознания и

Слайд 5Учебная деятельность должна принять мотивационную эстафету от игровой и передать ее

в измененном виде трудовой деятельности.

Результат игры, особенно в дошкольном возрасте, не говоря о более старших возрастах, определяет социальный статус играющего и поэтому следует так организовать игру, чтобы играющий, не теряя ее очарования, все в большей мере осознавал значение ее результата.

Учебная деятельность должна принять мотивационную эстафету от игровой и передать ее в измененном виде трудовой деятельности. Результат

Слайд 6Необходимо постоянно обращать внимание не только на вектор мотив-цель, но и

на вектор цель–результат. Осознание триады мотив – цель – результат является важной предпосылкой успешности овладения учебной деятельностью.

Дело в том, что игра, связанная с конкретной практической деятельностью, несет в себе опосредованные мотивы, связанные с ролью конкретной практической деятельности в системе реальных отношений. Эта опосредованная мотивация игры может вполне стать мотивацией учебной деятельности, это и есть предпосылки мотивации учебной деятельности. В дальнейшем сами учебные действия, успехи в обучении, социальные контакты и роли становятся мощным мотиватором (или агрессором) для ученика. Но здесь важно отметить, что в учебной деятельности, как и в игровой, следует тонко использовать «эффект роли» в качестве мотива деятельности.
Цель деятельности, превращаемая в учебную задачу, принимаемую учеником, преобразует обучение в учебную деятельность.

Необходимо постоянно обращать внимание не только на вектор мотив-цель, но и на вектор цель–результат. Осознание триады мотив

Слайд 7Именно необходимость овладения знаниями и операционными приемами предъявляет требования к уровню

развития психических функций ребенка.

Говоря о готовности к школьному обучению, большинство исследователей в качестве основного фактора выделяет произвольность психических процессов. Фактически речь идет о возможности управления своими психическими процессами.
Данное положение безотносительно к школьной готовности фундаментально разрабатывалось Л.С. Выготским, а в дальнейшем нашло отражение в работах А.Н. Леонтьева (по отношению к мотивам), З.М. Истоминой (по отношению к запоминанию), Л.С. Славиной (по отношению к интеллектуальной активности – пассивности), А.В. Запорожца (по отношению к движениям).

Именно необходимость овладения знаниями и операционными приемами предъявляет требования к уровню развития психических функций ребенка. Говоря о

Слайд 8Большое количество исследований посвящено готовности к обучению, рассматриваемой с позиции соответствия

психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения.

Готовность к обучению определяется, с одной стороны, генетическими программами развития организма и психики, с другой – предшествующими условиями жизни ребенка, индивидуально накопленным опытом и знаниями.
Здесь проблема заключается не в параллельном рассмотрении биологического и психического развития, не в их противопоставлении, а в их целостном изучении.

Большое количество исследований посвящено готовности к обучению, рассматриваемой с позиции соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и

Слайд 9В большинстве исследований учебная деятельность выступает как новый этап в жизни

ребенка. Ребенок обучается с момента рождения.

Этот процесс непрерывен, он постоянно обогащается новыми техниками, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для решения новых задач создаются на предшествующих этапах развития.

В большинстве исследований учебная деятельность выступает как новый этап в жизни ребенка. Ребенок обучается с момента рождения.

Слайд 10В обучении должен превалировать не нормативный способ учебной деятельности, а ее

индивидуальное выражение.

Педагог должен располагать набором технологий обучения и использовать их в зависимости от индивидуальных качеств ученика. Ученика надо учить такого, каков он есть, а не «подгонять» его под стандарт образовательной технологии. Но это, конечно, требует превращения педагогической деятельности в искусство, выработки высокой меры мастерства.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при определении «готовности» к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности.

В обучении должен превалировать не нормативный способ учебной деятельности, а ее индивидуальное выражение. Педагог должен располагать набором

Слайд 12СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть