Слайд 2
Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического
развития, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, которые препятствуют ему в получении образования без создания особых условий.
Слайд 3
Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций
организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Слайд 10Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
У детей наблюдается низкий уровень развития
восприятия.
Недостаточно сформированы пространственные представления.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
Снижена познавательная активность.
Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Слайд 12Активные методы и приемы обучения детей с ОВЗ
1. Использование сигнальных карточек
при выполнении заданий.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова).
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.
5.Использование презентации и фрагментов презентации.
6. Использование картинного материала
7. Активные методы рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
- рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Слайд 13Задержка психического развития
это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение
познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных , речевых, эмоциональных, волевых).
Слайд 16ПОДХОДЫ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР:
Индивидуальный подход.
Предотвращение наступления утомляемости.
Активизация познавательной деятельности.
Проведение подготовительных занятий.
Обогащение знаниями об окружающем мире.
Внимание на коррекцию всех видов деятельности.
Проявление педагогического такта.
Рабочее место учащегося должно быть постоянно в поле зрения учителя
Слайд 17
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – особая категория детей с
отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения влияющие на становление психики.
Слайд 18Особенности развития детей с ТНР
Тяжелые нарушения речи
Нарушение восприятия
Несформированность фонематической системы
Нарушение слухового
восприятия
Нарушение пространственных представлений
Нарушение памяти
Слайд 19Психологические особенности детей с ТНР.
Нестойкость интересов
Пониженная наблюдательность
Сниженная мотивация
Особенности поведения:
Негативизм
Неуверенность в себе
Повышенная
раздражительность
Агрессивность
Обидчивость
Трудности в общении с окружающими
Трудности в формировании саморегуляции и самоконтроля
Слайд 20Организация коррекционной работы
Обучение детей с ТНР имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению
отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется
развитию речи;
работе над формированием устной речи и произношения;
обеспечению коррекции различных проявлений дефектов речи.
Слайд 21Содержание и формы коррекционной работы учителя
наблюдение за учащимися;
поддержание связи с
учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ;
составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута учащегося (вместе с психологом и логопедом), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
формирование комфортного для каждого ученика микроклимата в классе;
ведение документации (индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты детей и др.);
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Слайд 22Результатом коррекции развития детей с ОВЗ считается:
освоение учащимися планируемых
результатов основной образовательной программы;
освоение жизненно значимых компетенций: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
преодоление и/или ослабление недостатков речевого развития учащихся;
социальная адаптация в коллективе, обществе.