Слайд 1Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.
Слайд 2Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему
это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
Перегрузка однообразным учебным материалом;
Несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
Ограниченные возможности для творческого самоуправления
Слайд 4Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания,
умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова
Слайд 5Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в
первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Слайд 6Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься
с увлечением, а не только по обязанности
Слайд 7Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения
в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
Помогает снять чувство усталости;
Раскрывает способности детей, их индивидуальность;
Усиливает непроизвольное запоминание.
Слайд 8Но если при работе с 1-ым классом игровая технология самая актуальная
для учителя, то уже со 2-го класса на уроках используются методы и приемы, способствующие развитию критического мышления младших школьников.
Слайд 9 Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить
объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.
Слайд 10Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать
в соответствии с полученной информацией.
Слайд 11 Данная педагогическая технология состоит из трех фаз:
Вызов
Реализация (осмысление)
Рефлексия
Слайд 12
Что принципиально нового несет технология
критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Мы рассмотрим некоторые из них.
Слайд 13Прием «Чтение с пометками» или «Инсерт» (insert)
Прием «Кластер»
Прием «Синквейн»
Прием «Дерево
предсказаний»
Прием «Фишбоун» (рыбий скелет)
…
Слайд 14
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не
громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Надо отметить, что такой прием, как «Кластер» используется на всех фазах. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным.
Слайд 15Система кластера
Кластер
(опорная схема)
Это схематический
рисунок небольшого
произведения или элемент
крупного произведения
Помогает
выделить
ключевые слова,
образы
Помогает зрительно
представить
пространство произведения
(или его изменение)
Задействована
зрительная и
моторная память
Помогает выстроить
опорную схему,
на которую проецируется
содержание произведения
Помогает выстроить систему
структуры оппозиций
(если есть)
Слайд 16Последовательность действий
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word,
слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Слайд 17
Кластер Тема: «Настоящая дружба. Какая она?»
По произведению В.А.Осеевой «Три товарища»
ПОРТРЕТ
ДРУГА
Добрый Отзывчивый
Верный
Надежный
Внимательный
Заботливый
Слайд 19Приём «чтение с пометками»
или «инсерт» (интерактивная система записи для эффективного
чтения и размышления)
Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
? Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
+ Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Слайд 20 Инсерт относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием
очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на фазе вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.
Слайд 21При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, можно
использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Слайд 22Следующим шагом может стать заполнение таблицы («инсерт»),количество граф которой соответствует числу
значков.
Окружающий мир. Тема: «Солнечная система»
Слайд 23«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии
рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и « вероятно» (количество ветвей не ограничено), и, наконец, «листья» обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики, с целью анализа какой-либо проблемы, прогнозирования события. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.
Слайд 24Окружающий мир. Тема: «Природа в опасности»
Каково будущее человечества, которое не бережёт природу?
Человек задохнётся ядовитым воздухом
Человек отравится грязной водой
Человек погибнет от голода
Промышленные предприятия
отравляют воздух. Леса вырубаются.
Промышленные предприятия
сливают в воду отходы, люди Человек уничтожает животных.
бросают в воду мусор Без животных не будет растений,
не будет мяса, молока
Слайд 25Прием «Фишбоун» (рыбий скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки – основные
понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Слайд 26А.П. Чехов «Белолобый»
Мнительная
Слабое чутьё
Слабое здоровье
Заботливая мать
Всё её пугало
Часто сбивалась с дороги
Могла
питаться только падалью
Хоть и голодна, несёт добычу детёнышам
Волчица вызывает жалость
Какие чувства вызывает волчица?
Слайд 27
«Синквейн» – творческая форма рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза
информации и материала в кратких выражениях, состоящее из пяти строк.
1 строка- 1 существительное (тема 1 слово)
2 строка- 2 прилагательных ( Какой?) 2 сл.
3 строка- 3 глагола (Что он делает? )3 сл.
4 строка- предложение
5 строка- 1 слово-резюме
( Одно значимое слово )
Слайд 28В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница»
Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.
Слайд 30Становится очевидным, что применение даже некоторых приемов технологии критического мышления дает
возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся.