Слайд 1
Рефлексия
Приемы и методы рефлексии
Слайд 2
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один
из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 3Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так
и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3)быть средством самопознания.
Слайд 4Приёмы рефлексии:
Рисуем настроение.
-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и
нарисовать его, можно объяснить словами.
- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Слайд 5Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный
цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
Синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
Жёлтый – приятное, спокойное настроение;
Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
Серый – замкнутость, огорчение;
Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Слайд 6
Способы коммуникации.
«Огонёк общения»
Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что
было самым интересным.
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Слайд 7Подведение итогов дня урока.
Образная рефлексия.
- Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо
животного (растения, цветка).
- Рисование образа урока (мероприятия, игры).
- Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.
Слайд 8«Дерево творчества»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья,
цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
Слайд 9
«Пик взаимопонимания» (понимания)
Пик – вершина, предел,
высшая точка.
На вершине стоит ребёнок («понятие»)
По склону карабкается учитель (ученик).
Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.
Слайд 10
«Мишень настроения»
День – это один выстрел. В какую область настроения он
попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.
Внутри – дата и мотивация.
В конце педели вся мишень «прострелена».
Слайд 11
Рефлексивная мишень.
1. На листе формата А3 рисуется мишень, которая делится на
четыре сектора (можно меньше).
2. В каждом секторе параметры оценки.
Моя деятельность
Моё настроение Актуальность Работа в группе
3. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия.
4. Мишень вывешивается и комментируется педагогом.
Слайд 12
Мишень.
Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.
Моя деятельность.
Деятельность группы.
Деятельность класса.
Деятельность учителя.
Слайд 13Чемодан, мясорубка, корзина.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё,
что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Слайд 14 «Музыкальный тест»
По окончании урока
детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
Слайд 15«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на
общем дереве (поляне).
Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. (Младшая школа)
Слайд 16Рефлексивные сочинения
(как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в
классе)
Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
Сначала мы рассуждали так…
Потом мы столкнулись с проблемой
Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
Слайд 17Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь
баллы от 1 до 5:
Индивидуальная - работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -
Слайд 18Прием «Благодарю…»:
В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из
ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом выбираю тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 19Прием «Комплимент»:
Цель данного приема - оценить свою активность
и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого
Слайд 20Прием «Телеграмма»
После завершения занятия каждому ученику предлагаю заполнить бланк
телеграммы, выдаю при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». После изучения телеграмм, с учениками можно обсудить их, для улучшения дальнейшей работы.
Слайд 21 Прием «Паровозик»
На парте перед каждым ребенком в начале урока
раскладываю по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске в конце урока приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.