Слайд 1ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У РЕБЕНКА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ
ЦЕННОСТЕЙ.
Подготовила: Диких Екатерина Станиславовна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 2»
Г. Щучье
2017г.
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом открывается необозримое море знаний,
и курс в этом прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Л.А Кассиль
Духовно-нравственное развитие человека – процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей, обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе ее нравственно-ориентированной, творческой, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе. С социальной точки зрения духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Слайд 3Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности
обучающегося, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у обучающегося чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого обучающегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать. Задача семьи и школы – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.
Слайд 4 Семья закладывает основы нравственности. Семья может выступать в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может потенциально принести столько пользы или нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.
Влияние семьи начинается с первых шагов ребенка. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь между прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственного и духовного человека.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка: фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. И к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
.
Слайд 5 К сожалению, взаимоотношение школы и семьи, учителей и родителей не всегда
бывают партнерскими, а их действия зачастую не согласованы.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Задача учителей начальных классов - достижение взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Именно в начальной школе важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе организуется с помощью привлечения их в работу Родительского комитета класса и школы.
Слайд 6Основные направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление
характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом, с родителями, входящими в общественные организации.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
Слайд 7
Формы работы школы с семьей по психолого-педагогическому просвещению
общие и классные
собрания родителей
тематические и индивидуальные консультации, беседы
родительские лектории
конференции, тренинги
фотомонтажи, выставки работ учащихся.
Слайд 8Лекции для родителей
Основной задачей таких встреч с родителями является обмен опытом
семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми выступают на конференциях и встречах. Они помогают сплотить учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.
Слайд 9Родительские собрания
Одной из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся
и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Слайд 10Оформление стендов, уголков для родителей, буклетов
Привлечение родителей к выполнению поручений, к
ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов.
Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры.
Слайд 11Формы работы классного руководителя с семьей
Классные мероприятия
Праздники
Походы
Экскурсии
Выступления родителей перед учащимися
Поездки
Слайд 12Диагностика
Одним из очень важных направлений в работе учителей начальных классов является диагностика.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Слайд 13 Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.
Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.
Слайд 14 Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит
от того, какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них.
Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».
Слайд 15Литература:
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы www.eg-online.ru/news
В.И.Слободчиков, Д.Н.Исаев
Основы психологической антропологии. Психология развития человека/ М: Издательство Школьная пресса, - 2000, 416 с.