Слайд 1Культура личности специалиста среднего образования
Культура личности специалиста среднего образования
Выступление Демьяненко Р.Б
.
Слайд 2 Интерес к проблемам среднего профессионального образования
Обусловлен присоединением России к
Болонскому процессу.
Он предопределил понимание отечественной педагогикой необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования.
Слайд 3Недостаточное внимание к аспектам среднего профессионального образования:
- развитию индивидуальности специалиста:
- культуре
профессиональной деятельности;
-творческому потенциалу;
-мобильности.
Слайд 4Социальные ожидания связаны
- с модернизацией среднего профессионального образования:
ориентацией на реализацию
компетентностного подхода;
-индивидуализацией образовательных маршрутов;
-взаимодействием учреждения среднего профессионального образования с окружающей средой.
Слайд 5Приоритетная миссия учреждения среднего профессионального образования
Это формирование базовых профессиональных компетенций специалиста.
Слайд 6 Культура профессиональной деятельности будущего специалиста
1. Это показатель его соответствия эталону
профессиональной компетентности.
2. Это результат саморазвития студента.
Слайд 7 При формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста нужно:
1. Включать студента
в учебно-познавательную деятельность;
2. Он должен пройти через последовательность ситуаций, близким к реальным и требующих от него компетентных действий, оценок, рефлексии приобретенного опыта
( быть включенным квазипрофессиональную деятельность)
Слайд 8 Особенности культуры профессиональной деятельности будущего специалиста
1. Является продуктом профессионального обучения,
но не прямо вытекает из него.
2. Является следствием саморазвития будущего специалиста на различных ступенях образования: личностного роста; целостной самоорганизации культуры личности и культуры деятельности
Слайд 9 Понятие культуры.
В широком смысле под культурой понимается содержание социальной
жизни отдельного человека и общества в целом.
В социологии под культурой понимают специально организованную деятельность, ориентированную на достижение определенных результатов; организацию социального взаимодействия; порождение и трансляцию символов ( Э.А. Орлова, 1994)
Слайд 10Понятие культуры
В педагогике культура определяется как уровень развития, типы и
формы организации жизни и деятельности общества и людей, материальные и духовные результаты деятельности человека…( В.М. Полонский, 2004)
Слайд 11Культура личности
определяется как гармония культуры знаний, культуры творческого взаимодействия и
культуры чувств в общении.
Культура – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный и эмоциональный комфорт ( О.С. Газман)
Слайд 12 Общая культура человека -
это единое целое, включающее внутреннюю культуру,
определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и образованность как освоенную совокупность знаний, которая характеризуется системностью, широтой, всесторонностью и глубиной ( И.А. Зимняя, 1999)
Слайд 13 Определение общей культуры специалиста
Это универсальное единство, включающее:
1. процесс накопления
знаний, опыта и качественной их реализации в деятельности и поведении;
2. сложную систему качеств, которая выражается совокупностью ценностей, норм, идеалов;
3. отношение к себе и окружающему миру, к учебной и будущей профессиональной деятельности;
4. духовность и нравственность, эстетику, толерантность и патриотизм;
5. готовность и стремление к личностному и профессиональному развитию.
Слайд 14 Контекст культуры ( по тексту В.П. Зинченко)
Рост мира –
есть культура ( А. Блок).
Культура – это язык, объединяющий человечество (П. Флоренский).
Культура – это среда, растящая и питающая личность ( П. Флоренский).
Культура – это усилие человека быть (М. Мамардашвили)
Слайд 15 Направления культуры (6)
1. культура отношения и культура саморегуляции –
культура личности;
2. культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности – культура деятельности;
3. культура поведения и культура общения – культура социального взаимодействия
Слайд 17 Основные составляющие культуры
Понимание мира
( осмысление);
2. Знание мира и себя
в нем;
3. Умение;
4. Творческое преобразование или творение;
5. Готовность человека к дальнейшему развитию
Слайд 18Определяющие характеристики культурного студента
- уважение Достоинства другого человека и сохранение собственного
достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия, те. культура личности, саморегуляции;
- адекватность человека ( внешний вид, манера поведения и общения) ситуациям взаимодействия, т.е культура труда, быта, отдыха, здорового образа жизни, общения;
-соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета, в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;
Слайд 19Определяющие характеристики культурного студента
- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний
( гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием профессионального образования , т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;
- ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личного социкультурного ( нравственного, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;
- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны ( живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизованная культура:
-социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.
Слайд 21Содержательный компонент
Задачи
-воспитание сознательного отношения к учебному и общественному труду;
-формирование интереса к
профессиональной деятельности;
-формирование мотивации продолжения образования;
-создание благоприятных условий для профессионально-личностного самоопределения и становления личности;
-формирование практического применения знаний, умений, навыков:
-повышение культуры межличностного общения;
-создание благоприятных условий для самореализации;
-формирование способности легко адаптироваться в изменяющихся условиях.
Принципы:
- преемственности и последовательности;
-системности, индивидуализации и дифференциации;
-культуросообразности;
-интеграции учебных планов и программ;
-гуманизации.
Слайд 22Технологический компонент
1. Личностно - ориентированные технологии;
2. Культуросообразные технологии;
3. Блочно-модульные технологии;
4. Практико
- ориентированные технологии.
Слайд 23Организационный компонент
Методы:
-диалоговый;
-деловые и ролевые игры;
-дискуссионный;
-информационно-развивающий;
-эвристические и исследовательские.
Средства:
-литература;
-учебно-наглядные пособия;
-информационные материалы;
-мультимедийные
средства;
-художественные образы.
Формы:
А) учебные: лекции, семинары; учебная конференция; курсовые, дипломные работы; производственная практика; факультативы, элективные курсы.
Б) внеучебные: смотры; КВН, конкурсы; студенческое самоуправление; клубы, кружки, секции; спортивные соревнования; музей истории учебного заведения.
Слайд 24Связь культуры и социально-профессиональной компетентности
« Культура первична, непреходяща, вечна,
непосредственна, искренна и
скромна,
бесстрашна и неподкупна,
совестлива,
непрактична, избыточно щедра, ненавязчива, самолюбива, иронична…»
( «Живые метафоры» В.П. Зинченко)