Слайд 1В наших ли силах остановить рост преступности среди несовершеннолетних?
Слайд 2Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Слайд 5"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и
социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Слайд 6Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные,
обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Слайд 7Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям
Слайд 8Профилактика правонарушения
Правонарушение - это виновное, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества,
государства и личности. Правонарушения имеют различные тяжесть и характер последствий. По этому основанию они делятся на преступления и проступки. Преступления отличаются большей степенью общественной опасности.
Проступки - это менее опасные правонарушения. Они могут совершаться в самых различных областях жизни. Принято выделять несколько видов проступков: гражданские, административные, дисциплинарные и т.д
Слайд 91. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Ежедневный контроль успеваемости со
стороны классного руководителя и родителей. Организация помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками.
Если учащийся не усваивает учебную программу, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».
Слайд 102. Борьба с прогулами занятий.
У ученика, прогулявшего хотя бы день занятий,
если не принять своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы.
Важно установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником совместно с родителями (в некоторых случаях) выявляется причина отсутствия.
Если прогулы носят систематический характер, подключаем работников полиции и КДН.
Слайд 113. Организация досуга учащихся
Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество,
кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск асоциального поведения.
Слайд 124. Пропаганда здорового образа жизни
потребность в знаниях о здоровье и здоровом
образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
Слайд 135. Правовое воспитание.
Проведение бесед о видах ответственности за те или иные
противоправные поступки, характерные для подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.
Мы информируем об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, моральной и материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми личности и имуществу.
Слайд 14
Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
Профилактика наркомании и токсикомании
Слайд 158. Работа по выявлению учащихся и семей,
находящихся в социально-опасном положении
Знакомство
с жилищными условиями учащихся,
в домашней обстановке проводятся беседы с родителями, взрослыми членами семьи,
составляются акты обследования жилищных условий,
выясняется положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Слайд 169. Проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми «группы риска»
Выявление. Создание базы
данных детей группы риска классным руководителем.
Постановка на внутришкольный контроль.
Разработка индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Слайд 17Обучение родителей способам общения с «трудными детьми»
установление доверительных отношений между
родителями и педагогом, родителями и детьми, педагогами и детьми;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка, для осознания того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.