Слайд 1Заседание методического совета «Работа с неуспевающими учащимися»
15 января 2016 год
Слайд 2ИНСТРУКЦИЯ
о работе с неуспевающими в МБОУ «Капустиноярская СОШ
МО «Ахтубинский
район»
Инструкция о работе с неуспевающими учащимися МБОУ «Капустиноярская СОШ МО «Ахтубинский район» определяет порядок работы администрации, классных руководителей и учителей предметников с неуспевающими учащимися.
Настоящая инструкция разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 3Основные направления и виды деятельности:
Своевременное выявление возможных причин снижения успеваемости
и качества знаний учащихся.
Принятие комплексных мер, направленных на улучшение успеваемости и повышение качества знаний учащихся.
Настоящая Инструкция разработана с целью повышения качества знаний, умений, навыков учащихся, с целью защиты прав учащихся; с целью воспитания ответственного отношения учащихся к учебному труду.
Слайд 4АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного
процесса по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Деятельность учителя-предметника по профилактике неуспеваемости на уроке направлена на следующие виды деятельности:
контроль усвоения вопросов, вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учащимися в устных ответах, письменных работах, выявлять типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контроль усвоения материала учеников, пропустивших предыдущие уроки. По окончании темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
Слайд 5Деятельность учителя-предметника
Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого
материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
Подбор для самостоятельной работы заданий по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, с целью достижения большего эффекта меньшим числом упражнений, но заданных в определенной системе. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать учащегося о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
Слайд 6Деятельность учителя-предметника
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на
наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Помощь неуспевающему на уроке направлена на:
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предоставление учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Слайд 7Деятельность учителя-предметника
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Привлечение неуспевающих учащихся в качестве помощников
при подготовке приборов, опытов и т.д.
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение возможных затруднениий, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Слайд 8Алгоритм деятельности учителя с неуспевающими учащимся и его родителями.
Учитель должен:
использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата;
регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся);
комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем);
ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний;
Слайд 9Алгоритм деятельности учителя с неуспевающими учащимся и его родителями.
определить время,
за которое слабоуспевающий учащийся должен ликвидировать задолженность, в случае затруднения дать консультацию;
поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (две «2» и более).
Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
При выполнении вышеизложенного и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе по форме, представленной в приложении.
Слайд 10Отчёт о работе с неуспевающим и слабоуспевающим учеником
учителя ____________________________
(наименование предмета)
(фамилия, имя, отчество)
«_____»____________20____г.
(Работа начинается за две недели до окончания четверти)
Подпись учителя _____________________________
Слайд 11Алгоритм деятельности классного руководителя.
Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося
через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),
К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка;
низкие способности;
нежелание учиться;
недостаточная работа на уроке;
необъективность выставления оценки на уроке;
большой объем домашнего задания;
высокий уровень сложности материала;
другие причины.
Слайд 12Алгоритм деятельности классного руководителя.
В случае если слабая успеваемость является следствием
пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
болезнь, подтвержденная справкой врача на срок не более 3-х дней;
мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом организации, проводящей данное мероприятие;
освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
по семейным обстоятельствам
Слайд 13Алгоритм деятельности классного руководителя.
Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков
без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с зам. директором по УВР, через Совет профилактики (если прогулы систематические)
В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.
В случае отсутствия положительного результата классный руководитель обращается к заместителю директора по УВР, ВР с ходатайством о приглашении родителей (законных представителей) учащегося на Совет профилактики школы.
Слайд 14Алгоритм деятельности администрации
осуществляет постоянный контроль реализации системы мер по предупреждению
эпизодической и устойчивой неуспеваемости;
составляет аналитическую справку по итогам 1 и 2 полугодия о работе педагогического коллектива с неуспевающими учащимися;
включает в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений проблемы, связанные с предупреждением неуспеваемости учащихся.
Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Слайд 15Организация деятельности ученика
Учащийся обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю
на проверку письменные задания.
Учащийся обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
Учащийся, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения учащийся может обратиться к учителю за консультацией.
Слайд 16Социальный педагог осуществляет работу с неуспевающими учащимися и ведет учет результатов
этой работы. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем. При необходимости посещает ученика на дому, составляет акт обследования. Социальный педагог контролирует посещение уроков неуспевающими учащимися, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению заседания Совета профилактики ставит учащихся на внутришкольный учет, о чем родители информируются в обязательном порядке.
Школьный психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика, дает рекомендации по развитию данного ребенка.
Слайд 17Заключение
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости
и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.