Слайд 1
Современное занятие в системе дополнительного образования детей и во внеурочной деятельности.
«Я
и мои одноклассники»
1 класс
Проскурина Л.В. педагог – психолог
МБОУ СОШ №8 им. В. Солдатенко
Слайд 2Актуальность
Одной из проблем первоклассника является установление новых контактов среди одноклассников .
Нужно учитывать , что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей , бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок устанавливает новые привязанности. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость, а также знакомится со школой, учениками своего класса и привыкает к новым требованиям.
Внеклассное мероприятие составлено на основе ФГОС начального общего образования и методических разработок таких авторов, как О.В. Хухлаева, Л.В. Строгонова, К.Фопель. Занятие способствует, сплочению детского коллектива, личностному развитию учащихся. В содержание занятия вошли коррекционно – развивающие методики, игры, упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, самооценки.
Слайд 3ЦЕЛИ:
создание условий для сплочения детского коллектива;
повышение самооценки;
развить мотивацию к
сотрудничеству.
Слайд 4Задачи:
- сформировать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми;
- сформировать адекватное
отношение к успехам и неудачам;
- сформировать представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.
- ознакомить учащихся с разными формами коммуникации;
- создание условий для снижения тревожности.
Слайд 5Развиваем УУД
Личностные (формирование адекватной самооценки, внутренней позиции школьника, положительное отношение к
школе, ориентирование на моральную норму);
Коммуникативные(формирование эмоционально позитивного отношения к сотрудничеству, ориентироваться на партнера по общению);
Познавательные (умения осознано строить речевые высказывания, постановка и формулировка проблемы, построение логических цепей рассуждения, рефлексия);
Регулятивные (развивать умение действовать по заданному правилу, сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника).
Слайд 6Оборудование и материалы:
Цветная бумага, ватман, магнитная доска, мел, магниты, открытки, клубок
ниток, бумага, цветные карандаши.
Слайд 7Ход занятия
Ритуал приветствия «Ласковое имя».
Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой
и назвать ласково по имени.
Слайд 8Упражнение «Ниточка тепла».
Психолог говорит детям, что, войдя в класс, он
чувствует, как между ребятами тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, как будто образуется клубочек тепла, охватывающий всех детей. Затем он привязывает ниточку к руке одного ребенка со словами: « Ты -часть клубочка тепла, потому что ты…(называя его хорошее качество)». Затем тянет клубочек к следующему ребенку и так продолжает до тех пор, пока все дети не окажутся «в клубочке». Тогда ведущий предлагает им почувствовать, как через ниточки они получают тепло от ребят, и назвать их имена. Затем он разрезает ниточки, кладет их в конверт и говорит, что сохранит его как знак теплых отношений между ребятами в классе.
Слайд 9Упражнение «Спасибо, что помог».
Психолог говорит детям, что они учатся уже давно
вместе и оказывают помощь друг другу: кто-то давал карандаш, кто-то угостил конфетой или печеньем, а кто-то утешил, когда было плохое настроение. Он предлагает детям вспомнить такие случаи. За тем тот, кто вспомнил, подходит к товарищу, прикладывает свои ладошки к его ладошкам, смотрит ему в глаза и говорит: «Спасибо тебе за то, что ты мне помог».
Слайд 10Упражнение «Тропинка к сердцу»
(на доске вырезанные из бумаги и подписанные
именами учащихся сердечки).
Психолог говорит, что каждый из вас уже подружился с кем-то в классе, то есть нашел тропинку к его сердцу, нужно подойти к доске и мелом нарисовать тропинку от своего «сердечка» к «сердечкам» тех ребят, с кем не дружат (можно предложить нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся).
Слайд 11Упражнение «Портрет моего друга».
Инструкция: (Для задания нужно заранее приготовить открытки по
числу участников разрезать на две части ломаной линией)
Дети сначала ищут другую часть своей открытки, а потом рисуют обладателя второй половинки и дают ему положительные характеристики. Психолог побуждает их к тому, чтобы они нарисовали партнера как можно красивее и характеризовали его с положительной стороны.
Слайд 12Рефлексия «Цветок».
Психолог: - Давайте сделаем, необычный цветок. Я приготовила стебли и
сердцевинки, а вы выбирайте лепестки:
Жёлтый - если вам было очень интересно.
Голубой – если вам понравилось занятие
Малиновый - если вы узнали много нового.
Фиолетовый - кому было скучно.
Спасибо!
Слайд 13Литература:
Андерсон Д. Думай пытайся, развивайся. СПб., 1996.
Берн Э. Игры, в которые
играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
Григорьева Т. Г. Основы конструктивного Общения: Практикум. Новосибирск; М.,1997.
Изард К. Эмоции человека.М.,1980.
Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
Практическая психология образования/ Под ред.И.В. Дубровиной. М., 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В4 т. М.. 1998.
ХухлаеваО.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе(1-4). 4-е изд. – М.: Генезис, 2011.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.М., 1996.
Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.