Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО
на первой ступени обучения МОУ «Икейская СОШ»
Буякова Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «ИкейскаяСОШ»
Слайд 2Внеучебная (внеурочная) деятельность
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 3Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного
(образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,
Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Слайд 4Задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Слайд 5Направления
спортивно- оздоровительное
духовно- нравственное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное
Слайд 6Формы
экскурсии
кружки
секции
конференции
беседы
олимпиады
соревнования
поисковые и научные исследования
социальные
проекты
общественно полезные практики и др.
Слайд 7Типы организационных моделей внеурочной деятельности
модель дополнительного образования
модель «школы полного
дня»
оптимизационная модель
инновационно- образовательная модель
комплексная модель (сочетание двух или нескольких моделей)
Слайд 8Специфика сельского образа жизни
пространственная ограниченность среды, ее статичность и однообразие;
ограниченный доступ
к культурным и образовательным услугам;
замкнутая социальная общность людей;
территориальная и психологическая близость жителей села;
дефицит общения, новейшей информации, новых впечатлений.
Слайд 9Оптимизационная модель
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного
учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения:
учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие.
Слайд 10Функции и задачи классного руководителя
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Слайд 11В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
расслоения населения (в том
числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации и видео-аудио-компьютерной индустрии;
резкого снижения уровня чтения;
ограниченности общения со сверстниками;
неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Слайд 12Требования стандарта к организации ВУД школьников
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть
БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.
Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.
Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Слайд 13Вывод:
Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:
мировыми и отечественными тенденциями изменения
условий формирования личности;
необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
оптимизацией внутренних ресурсов МОУ «Икейская СОШ».
Слайд 14Цель внеурочной деятельности:
создание условий для проявления и развития ребенком
своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Слайд 15Задачи внеурочной деятельности:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку
обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;
теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся как части общего уклада школьной жизни;
Слайд 16Задачи внеурочной деятельности:
определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной
деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Слайд 17Нормативно-правовая основа модели
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации в действующей редакции.
2.Федеральный государственный
стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5.СанПиН 2.4.2.2821-10.
6. Потребности, запросы участников образовательного процесса.
7. Устав Школы.
8.Локальные акты образовательного учреждения.
Слайд 20Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников (предполагаемые)
Первый уровень результатов – приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
«Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Слайд 21Результаты
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень –
школьник ценит общественную жизнь
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Слайд 22Курс «Азбука добра»
Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений
о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.
Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио-сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.
Слайд 24Кружок «В гостях у сказки»
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей,
формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
используя сказки о животных, вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развитие эмоционально – чувственной сферы;
обучение чтению – рассматриванию;
формирование навыка чтения.
Слайд 25Социально-образный проект «Трудовичок»
Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для школьного двора»,
проект «Добрые дела для моего класса», проект «Наши руки не знают скуки».
Цели:
приобретение общественно – организаторских умений, чувства ответственности не только за свою, но и за общую работу;
создание привлекательного пришкольного участка;
реализация общественно – значимых инициатив.
Слайд 26Социально-образный проект «Трудовичок»
Задачи:
привлечь всех детей к активному участию в
делах класса;
учить детей навыкам общественной работы;
воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
развивать организационные и коммуникативные компетенции;
создать атмосферу сотрудничества между всеми участниками проекта;
сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.