Слайд 1
Уровни интеллектуально-речевой культуры школьников
Слайд 2 Содержание обучения определяется в соответствии с теми задачами,
которые общество ставит перед школой. Поэтому в современных условиях, в условиях информационного общества, школе необходимо направить усилия на формирование интеллектуально-речевой культуры школьников. Это предполагает:
· развитие способности к интеллектуальному освоению и эмоциональному переживанию знания,
· владение интеллектуальными и эстетическими способами общения с наукой, с искусством, с окружающим миром,
· формирование готовности к культурному созиданию.
Интеллектуально-речевая культура школьника понимается как культура познавательной деятельности и предполагает развитие познавательных мотивов и интересов, формирование ценностного отношения к знанию, овладение рациональными способами и приемами восприятия учебно-научного текста, переработки и самостоятельного использования полученной информации, а также адекватного речевого оформления собственного высказывания с учетом требований учебно-научного стиля речи.
Слайд 3
Выделяют следующие уровни интеллектуально-речевой культуры школьников
Нулевой уровень интеллектуально-речевой культуры предполагает,
что ученик предпринял попытку выполнить работу, но не смог точно, полно и правильно выполнить ни одно из предложенных заданий. Этот уровень характеризуется интеллектуальной пассивностью школьников, неготовностью к самостоятельному выполнению даже мелких шагов в познавательной деятельности, неумением (или нежеланием) прочитать и понять задание, организующие работу, потребностью в постоянной опеке учителя. Ответы на вопросы или отсутствуют, или не поддаются интерпретации, так как в них невозможно понять смысл.
Слайд 4Допонятийный уровень характеризуется фазой предпонимания. Ученик не воспринимает текст в целом,
ориентируется не на его содержание, а на выделенные в нем слова и иллюстративный материал, проявляет склонность к фрагментарному восприятию и воспроизведению текста, к использованию авторских синтаксических конструкций и примеров. В ответах проявляются неумение отличать теоретическую информацию от иллюстративной, устанавливать смысловую связь ключевых слов, выделять новое понятие и его признаки, непонимание роли графического оформления учебно - научного текста. Вопросы к тексту ученик ставит по аналогии с теми, которые включены в иллюстративную часть текста, выписывает отдельные слова, даже не изменяя их грамматическую форму. Ученик не владеет терминологией и научным стилем речи. В работе ориентируется преимущественно на житейский опыт, подменяет объективное содержание текста его субъективной интерпретацией.
Слайд 5Для понятийного уровня характерен переход от генетического понимания к структурному. Школьник
способен установить связь между известными ему понятиями и новыми, выявить причинно- следственную связь событий и/или явлений, у него формируются интеллектуально- речевые умения, расширяющие возможности адекватно реагировать на новое знание. Понятийный уровень определяется умением выделить текстовый субъект (новое понятие) и существенные признаки понятия (хотя м.б. не в полном объеме, с ошибками), найти в учебно- научном тексте необходимую информацию, понять и переработать ее, дать определение понятия, привести самостоятельно подобранные примеры, установит иерархию понятий. Учение понимает основную мысль прочитанного текста, восприимчив к логическим противоречиям в собственных рассуждениях, готов к созданию собственного речевого произведения.
Слайд 6Мотивационно- целевой уровень отражает системное понимание, осмысление явления в его целостности,
включенности в систему связей культуры. Ученик понимает роль, смысл и логику заданий, предлагаемых учителем для самостоятельной работы, готов к их точному и полному выполнению, стремится к достижению познавательного результата. Ответы ученика отражают понимание коммуникативного намерения автора текста, умение выделить понятие по совокупности признаков, установить иерархию признаков понятия, привести свои примеры, понимание функции графического оформления текста и умение ориентироваться на него в своей познавательной деятельности.
Слайд 7
Уровень восприятия ребёнком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской
деятельности
Фрагментарный уровень. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
Слайд 8Констатирующий уровень. Читатели отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену
настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.
Слайд 9Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать
в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют ,прежде всего, герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
Слайд 10Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону
произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки могут быть детскими, но важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определять проблему, стоящую в произведении.
Слайд 11
Важное значение для интеллектуально- речевой культуры школьников имеет система интеллектуально-речевых умений.
Интеллектуально-речевые
умения рассматриваются как не зависящие от предметной области знаний освоенные учеником способы познавательных действий с учебно-научным материалом.
Слайд 12К интеллектуально-речевым умениям относятся:
Полно, точно и адекватно понимать содержание учебно- научного
текста;
Полно и точно выделять текстовой субъект (новое понятие) и формулировать тему текста;
Озаглавливать учебно- научный текст с учетом новых понятий;
Полно и точно выделять существенные признаки понятия;
Видеть композиционно- смысловую структуру текста, ее взаимосвязь с иерархией текстовых субъектов и отражать ее в плане;
Определять тему и подтемы текста;
Представлять вербальную информацию в иной графической форме;
Применять полученные знания;
Ставить вопросы к тексту;
Понимать функцию графического оформления текста.
Слайд 13Литература
Суворова Е.П., Купирова Е.А. Формирование интеллектуально-речевой культуры школьника: Целевая метаметодическая программа.
– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
Формирование речевой компетентности учащихся основной и средней школы: Методические рекомендации. [Текст]. / под ред. Е. К. Рыковой. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2013. – 64 с.