Слайд 1
Урок «Открытия нового знания». Этап выявления места и причины затруднения. Этап
построения проекта выхода из затруднения.
Подготовила: учитель начальных классов
МАОУ СОШ№19
Дубровина А.Э.
Слайд 2Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации
новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов
Слайд 3Алгоритм конструирования урока открытия нового знания
Слайд 4Структура урока открытия нового знания
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)
Слайд 52. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа
актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
Слайд 6актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу»)
попытались самостоятельно
выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
Слайд 7 3. Этап выявления места и причины затруднения.
Основная цель этапа – организовать
анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
Слайд 8 4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Основной целью этапа построения проекта
выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
Слайд 9выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый
способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
Слайд 10 5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этапа реализации построенного проекта является
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы
при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
Слайд 11применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение
зафиксировать в обобщенном
виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения
Слайд 12 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Основной целью этапа
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Слайд 13 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
Слайд 14организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
создать (по возможности) ситуацию успеха
для каждого ребенка
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления
Слайд 15 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Основной целью этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
Слайд 16учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень
их соответствия
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
Слайд 17
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в
процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.