Слайд 1
"Какими дети рождаются, это ни от кого
не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти"
Плутарх.
собрание:
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
МБОУ ОСОШ № 2 Педагог-психолог Женовачева Е.Д.
Слайд 3Д
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества
Слайд 4Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.
Первый
год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов для ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.
* Во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие родителей в жизни ребенка.
* Во-вторых, именно в этот период проявляются все недоработки родителей.
* В-третьих, при наличии благих намерений, но при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками стрессов
у детей.
Слайд 5 Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм
ребенка проходит через несколько этапов:
первые 4-5неделиь обучения получили название «Физиологической бури». В этот период на новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет то, что в сентябре -октябре многие первоклассники болеют.
следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка частично приспосабливается к новым условиям.
после этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм отвечает на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 6Сложности в период физиологической адаптации
Продолжительность всего периода адаптации
варьирует
от 3 до 6 месяцев,
в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
В этот период могут возникать определенные сложности:
некоторые дети худеют;
у многих отмечается снижение артериального давления (что является причиной утомления);
у некоторых артериальное давление значительно повышается (признак переутомления);
- первоклассники могут жаловаться на головные боли, усталость и другие недомогания;
- наблюдается снижение способности к саморегуляции поведения.
Слайд 7 Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он
проходит через особый этап развития – кризис 6(7) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль. Это рождение социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности. То, что было значимо раньше, становится второстепенным, что имеет отношение к учебе становится более ценным.
Слайд 8В этот период особо необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка,
так как в этот период эмоциональная жизнь отличается ранимостью и незащищенностью.
В период кризиса 6(7) лет интеллектуальное развитие ребенка, его ранимость, способность к обобщению,
влекут за собой и обобщение переживаний. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.
Слайд 9Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?
Ребенок часто плачет (больше, чем обычно).
У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает).
Ребенок проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно, лезет в драку).
Ребенок отказывается идти в школу.
Слайд 10Как можно снимать стресс?
Обеспечить ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень
важен собственный пример и подражание ему ребенком).
Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов
повышенного тона).
Необходимо на какое-то время продолжение традиционных "детских" ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры-обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребенка.
Слайд 11Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками
(с разрешением пачкания — отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, "классики" и пр.)
Слайд 12Чрезвычайно важно отсутствие лишних постоянных раздражителей (телевизор, приемник, компьютер).
Необходимо давать
ребенку возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость (праздник, новая игрушка, поездка с родителями…).
Для многих лучше всего снимает напряжение отдых на природе, труд.
Слайд 13Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к специалисту .
- Страхи (ночные
страхи).
- Энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.
- Грызение ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.
Ярко выраженная агрессия.
Неспособность произвольно управлять своим поведением.
Школьный невроз или «фобия школы».
Слайд 14.
Направление помощи детям:
1. Организация режима дня.
2. Контроль за выполнением домашних заданий.
3.
Приучение детей к самостоятельности.
Слайд 15Организация режима дня позволяет ребенку
- легче справиться с учебной нагрузкой;
- защищает
нервную систему от переутомления;
- основа любого труда;
Слайд 16Контроль за выполнением домашнего задания
систематический;
- ненавязчивый;
- тактичный;
- своевременный;
-контроль не конечного продукта
труда, а сам процесс;
Ликвидация пробелов, трудностей.
-интеллектуальная пассивность ребенка ---нежелание учиться.
Слайд 17Приучение к самостоятельности
- не указывайте на ошибки;
- не подменяйте ребенка в
работе;
- не давайте готового ответа на все вопросы.
Слайд 18Заповеди
Сказка Колобок
1.Осознано подходить к пополнения семейства.
2. не оставляй маленьких детей без
присмотра.
3.Научите ребенка общаться с окружающим миром.
4. Научите ребенка распозновать добро и зло.
5.Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Слайд 19Памятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Слайд 20Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у
него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Слайд 216. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе
обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Слайд 228. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек
более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Слайд 23 рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,
добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на вашем пути.
Слайд 24
Как видите, без помощи взрослых
первокласснику не обойтись.
Терпение, такт, выдержка
и мудрость родителей помогут начинающему школьнику поверить в свои возможности, почувствовать радость первых, завоеванных трудом, успехов.