Слайд 2
Типология семей по критерию воспитательного потенциала семьи (В.Н. Гуров)
Слайд 3Компоненты
воспитательного потенциала семьи
Биологический (наследственное состояние психики индивида)
Психологический (тип семьи, выполнение
ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития)
Экономический (уровень дохода в семье, наличие жилья и др.)
Социальный (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный уровень развития)
Слайд 4 Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это особенности
семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка.
Слайд 5Выделяются 2 группы семей:
Семьи с высоким воспитательным потенциалом
Семьи с низким воспитательным
потенциалом
Слайд 6
Семьи с высоким воспитательным потенциалом
Родительство является базовой ценностью
Присутствует безусловное принятие ребенка
как личности
Ребенок позитивно относится к отцу и матери и родителям как семейной чете.
Целостная структура семейных взаимоотношений.
Упорядоченное социально-ролевое взаимодействие.
Социально-желаемое поведение родителей и детей
Слайд 7
Семьи с низким воспитательным потенциалом
Родительство не является базовой ценностью.
Нарушены детско- родительские
взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура.
Следствие – детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно-делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков.
Слайд 8Типология семей по критерию степени ответственности родителей за воспитание и обучение
детей
(В.Г. Вершиловский)
Слайд 9Выделяют 3 группы семей:
Проблемная (неблагополучная) семья или семья «группы риска»
Некомпетентная семья
Благополучная
семья
Слайд 10Проблемная семья или семья «группы риска»
Дети относятся к 2 группам:
1.Нуждаются в
защите от семьи. Технология работы определяется характером проблем. План реабилитации – от сокращения сроков пребывания до помещения в реабилитационный центр.
2. Нуждаются в восстановлении утерянных контактов с семьей и школой (работа ведется на уровне школы – организация педагогической и психологической помощи родителям и детям).
Слайд 11Неполная семья как одна из разновидностей неблагополучных семей
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Внебрачная семья
Слайд 12Некомпетентная семья
Две группы родителей:
Не признают своей некомпетентности
не умеют взаимодействовать со своими
детьми,
не понимают их потребностей ,
не могут создать условия для их удовлетворения,
не признают своей некомпетентности,
навязывают ребенку свои ценности и идеалы
Последствия: подавляется личность ребенка, он активно или пассивно протестует.
2. Осознают недостаточную компетентность
Стремятся к повышению педагогической грамотности, сотрудничают с психологами и педагогами
Слайд 13Благополучная семья
Дети – источник радости родителей, которые стимулируют здоровый образ жизни,
предприимчивость, удовлетворенность жизнью.
В основе воспитания – безусловное принятие ребенка.
Родители заинтересованы в высоком качестве обучения и успешно сотрудничают со школой.
Слайд 15Нарушения семейного воспитания
По уровню протекции (сколько сил и времени уделяют родители
воспитанию ребенка)
Гиперпротекция
Гипопротекция
2. По степени удовлетворения потребностей ребенка
Потворствование (чрезмерность)
Игнорирование (недостаточность)
3. По уровню требовательности:
Требования – обязанности: чрезмерность или недостаточность
Требования-запреты: чрезмерность или недостаточность
Санкции: чрезмерность или недостаточность
4. Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, приемов.
Слайд 16Воспитание по типу «неприятия»
(эмоционального отвержения)
Самый драматический тип неправильного воспитания.
Неприятие может быть
первичным м вторичным.
Воспитание подменяется жестким контролем и санкциями.
Нередок истеричный стиль.
Навешиваются ярлыки «безрукий», «рохля», «тупица».
Слайд 17Неблагоприятные последствия «неприятия»
При жестком контроле и суровых наказаниях подавляется доминирующий темперамент.
При
истеричном стиле – заостряются агрессивность и эгоизм, возникают фобии и неврозы.
Ребенок становится равнодушным к другим либо истеричным, протестным.
Проявляет неприятие родителей, делает все вопреки их требованиям либо уходит в себя, все терпит.
Часто появляется сверхнеуверенность в своих силах.
Слайд 18Воспитание по типу «сверхсоциализации» (повышенной моральной ответственности)
Мотив – «дети должны быть
у всех».
Строгая регламентация жизни ребенка, культивирование педантизма и пунктуальности.
Подавление эмоций.
«Надо» гипертрофировано
до предела.
Оценки, успехи – самоцель.
Слайд 19Неблагоприятные последствия «сверхсоциализации»
Подавление темперамента, особенно жестко – сангвинический.
Заостряются элементы упорства, трудолюбия,
развиваются карьеризм и эгоцентризм.
Характер сверхсоциализарованный или тревожно-мнительный.
В случае неудачи или краха притязаний – неврозы и психосоматические заболевания.
Слайд 20Тревожно-мнительное воспитание
Антипод неприятия. Чрезмерная любовь гипертрофируется в страх потерять ребенка.
Мотив –
оградить ребенка от потенциальных и мнимых угроз его здоровью и жизни.
Ограничение, сдерживание естественной активности ребенка.
Излишняя драматизация трудностей, отношений со сверстниками, школьной действительности.
Слайд 21Неблагоприятные последствия тревожно-мнительного воспитания
Подавление сангвинического и холерического темпераментов, обострение осторожности, рассудочности
во флегматическом.
Инфантилизм, нерешительность, несамостоятельность, мучительная неуверенность в своих силах.
Очень часты неврозы.
Слайд 22Эгоцентрическое воспитание
Ребенок – сверхценность, кумир семьи, «смысл жизни».
Игнорирование интересов других членов
семьи.
Отсутствуют режим, ограничения, понятие «нельзя»
Ребенок расторможен,
неустойчив.
Слайд 23Неблагоприятные последствия эгоцентричного воспитания
Сангвиник – расторможен, болтлив, суетлив, истеричен, самоуверен.
Флегматик
– пассивен, упрям, зависим от поставленной цели.
Все дети эгоистичны, альтруизм подавлен.
Отвержение сверстников вызывает психологический шок: холерик протестует, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность.
Отвержение сверстников.
Слайд 24Гипоопека
Родители воспитанием не занимаются, ребенком не интересуются, не контролируют.
Ребенок предоставлен
сам себе.
Особенно опасна гипоопека для гипертимных, неустойчивых и комфортных детей.
Слайд 25Причины неправильного воспитания
Объективные обстоятельства, мешающие наладить адекватное воспитание.
Низкая педагогическая культура.
Личностные особенности
родителей.
Слайд 26Решение личностных проблем за счет ребенка
Предпочтение в ребенке детских качеств
Воспитательная неуверенность
родителя
Фобия утраты
Недоразвитость родительских чувств
Сдвиг с установке родителей по отношению к полу ребенка (предпочтение мужских или женских качества)
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств
Внесение конфликта между супругами
в сферу воспитания.
Слайд 27
Диагностика, организация психоло-педагогического просвещения, консультирования, коррекции нарушений стилей семейного
воспитания – важнейшие направления работы школы по реализации прав ребенка