Презентация, доклад Типология семей по критерию воспитательного потенциала

Содержание

Типология семей по критерию воспитательного потенциала семьи (В.Н. Гуров)

Слайд 1Типологии семей

Типологии семей

Слайд 2

Типология семей по критерию воспитательного потенциала семьи (В.Н. Гуров)

Типология семей по критерию воспитательного потенциала семьи (В.Н. Гуров)

Слайд 3Компоненты воспитательного потенциала семьи
Биологический (наследственное состояние психики индивида)
Психологический (тип семьи, выполнение

ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития)
Экономический (уровень дохода в семье, наличие жилья и др.)
Социальный (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный уровень развития)
Компоненты  воспитательного потенциала семьиБиологический (наследственное состояние психики индивида)Психологический (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип

Слайд 4 Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это особенности

семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка.
Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки

Слайд 5Выделяются 2 группы семей:
Семьи с высоким воспитательным потенциалом

Семьи с низким воспитательным

потенциалом
Выделяются 2 группы семей: Семьи с высоким воспитательным потенциаломСемьи с низким воспитательным потенциалом

Слайд 6 Семьи с высоким воспитательным потенциалом
Родительство является базовой ценностью
Присутствует безусловное принятие ребенка

как личности
Ребенок позитивно относится к отцу и матери и родителям как семейной чете.
Целостная структура семейных взаимоотношений.
Упорядоченное социально-ролевое взаимодействие.
Социально-желаемое поведение родителей и детей

Семьи с высоким воспитательным потенциалом Родительство является базовой ценностьюПрисутствует безусловное принятие ребенка как личностиРебенок позитивно относится

Слайд 7 Семьи с низким воспитательным потенциалом
Родительство не является базовой ценностью.
Нарушены детско- родительские

взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура.
Следствие – детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно-делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков.
Семьи с низким воспитательным потенциалом Родительство не является базовой ценностью.Нарушены детско- родительские взаимоотношения, связи с социумом,

Слайд 8Типология семей по критерию степени ответственности родителей за воспитание и обучение

детей (В.Г. Вершиловский)
Типология семей по критерию степени ответственности родителей за воспитание и обучение детей  (В.Г. Вершиловский)

Слайд 9Выделяют 3 группы семей:
Проблемная (неблагополучная) семья или семья «группы риска»

Некомпетентная семья

Благополучная

семья

Выделяют 3 группы семей:Проблемная (неблагополучная) семья или семья «группы риска»Некомпетентная семьяБлагополучная семья

Слайд 10Проблемная семья или семья «группы риска»
Дети относятся к 2 группам:
1.Нуждаются в

защите от семьи. Технология работы определяется характером проблем. План реабилитации – от сокращения сроков пребывания до помещения в реабилитационный центр.
2. Нуждаются в восстановлении утерянных контактов с семьей и школой (работа ведется на уровне школы – организация педагогической и психологической помощи родителям и детям).
Проблемная семья или семья «группы риска» Дети относятся к 2 группам:1.Нуждаются в защите от семьи. Технология работы

Слайд 11Неполная семья как одна из разновидностей неблагополучных семей
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Внебрачная семья

Неполная семья как одна из разновидностей неблагополучных семейРазведенная семьяОсиротевшая семьяВнебрачная семья

Слайд 12Некомпетентная семья
Две группы родителей:
Не признают своей некомпетентности
не умеют взаимодействовать со своими

детьми,
не понимают их потребностей ,
не могут создать условия для их удовлетворения,
не признают своей некомпетентности,
навязывают ребенку свои ценности и идеалы
Последствия: подавляется личность ребенка, он активно или пассивно протестует.
2. Осознают недостаточную компетентность
Стремятся к повышению педагогической грамотности, сотрудничают с психологами и педагогами

Некомпетентная семья Две группы родителей:Не признают своей некомпетентностине умеют взаимодействовать со своими детьми,  не понимают их

Слайд 13Благополучная семья
Дети – источник радости родителей, которые стимулируют здоровый образ жизни,

предприимчивость, удовлетворенность жизнью.
В основе воспитания – безусловное принятие ребенка.
Родители заинтересованы в высоком качестве обучения и успешно сотрудничают со школой.

Благополучная семья Дети – источник радости родителей, которые стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью.  В

Слайд 14Типы воспитания ребенка в семье

Типы воспитания ребенка в семье

Слайд 15Нарушения семейного воспитания

По уровню протекции (сколько сил и времени уделяют родители

воспитанию ребенка)
Гиперпротекция
Гипопротекция
2. По степени удовлетворения потребностей ребенка
Потворствование (чрезмерность)
Игнорирование (недостаточность)
3. По уровню требовательности:
Требования – обязанности: чрезмерность или недостаточность
Требования-запреты: чрезмерность или недостаточность
Санкции: чрезмерность или недостаточность
4. Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, приемов.


Нарушения семейного воспитанияПо уровню протекции (сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка)ГиперпротекцияГипопротекция2. По степени удовлетворения потребностей

Слайд 16Воспитание по типу «неприятия» (эмоционального отвержения)
Самый драматический тип неправильного воспитания.
Неприятие может быть

первичным м вторичным.
Воспитание подменяется жестким контролем и санкциями.
Нередок истеричный стиль.
Навешиваются ярлыки «безрукий», «рохля», «тупица».

Воспитание по типу «неприятия» (эмоционального отвержения)Самый драматический тип неправильного воспитания.Неприятие может быть первичным м вторичным.Воспитание подменяется жестким

Слайд 17Неблагоприятные последствия «неприятия»
При жестком контроле и суровых наказаниях подавляется доминирующий темперамент.
При

истеричном стиле – заостряются агрессивность и эгоизм, возникают фобии и неврозы.
Ребенок становится равнодушным к другим либо истеричным, протестным.
Проявляет неприятие родителей, делает все вопреки их требованиям либо уходит в себя, все терпит.
Часто появляется сверхнеуверенность в своих силах.

Неблагоприятные последствия «неприятия»При жестком контроле и суровых наказаниях подавляется доминирующий темперамент.При истеричном стиле – заостряются агрессивность и

Слайд 18Воспитание по типу «сверхсоциализации» (повышенной моральной ответственности)
Мотив – «дети должны быть

у всех».
Строгая регламентация жизни ребенка, культивирование педантизма и пунктуальности.
Подавление эмоций.
«Надо» гипертрофировано
до предела.
Оценки, успехи – самоцель.
Воспитание по типу «сверхсоциализации» (повышенной моральной ответственности) Мотив – «дети должны быть у всех».Строгая регламентация жизни ребенка,

Слайд 19Неблагоприятные последствия «сверхсоциализации»
Подавление темперамента, особенно жестко – сангвинический.
Заостряются элементы упорства, трудолюбия,

развиваются карьеризм и эгоцентризм.
Характер сверхсоциализарованный или тревожно-мнительный.
В случае неудачи или краха притязаний – неврозы и психосоматические заболевания.
Неблагоприятные последствия «сверхсоциализации»Подавление темперамента, особенно жестко – сангвинический.Заостряются элементы упорства, трудолюбия, развиваются карьеризм и эгоцентризм.Характер сверхсоциализарованный или

Слайд 20Тревожно-мнительное воспитание
Антипод неприятия. Чрезмерная любовь гипертрофируется в страх потерять ребенка.
Мотив –

оградить ребенка от потенциальных и мнимых угроз его здоровью и жизни.
Ограничение, сдерживание естественной активности ребенка.
Излишняя драматизация трудностей, отношений со сверстниками, школьной действительности.
Тревожно-мнительное воспитаниеАнтипод неприятия. Чрезмерная любовь гипертрофируется в страх потерять ребенка.Мотив – оградить ребенка от потенциальных и мнимых

Слайд 21Неблагоприятные последствия тревожно-мнительного воспитания
Подавление сангвинического и холерического темпераментов, обострение осторожности, рассудочности

во флегматическом.
Инфантилизм, нерешительность, несамостоятельность, мучительная неуверенность в своих силах.
Очень часты неврозы.
Неблагоприятные последствия тревожно-мнительного воспитанияПодавление сангвинического и холерического темпераментов, обострение осторожности, рассудочности во флегматическом.Инфантилизм, нерешительность, несамостоятельность, мучительная неуверенность

Слайд 22Эгоцентрическое воспитание
Ребенок – сверхценность, кумир семьи, «смысл жизни».
Игнорирование интересов других членов

семьи.
Отсутствуют режим, ограничения, понятие «нельзя»
Ребенок расторможен,
неустойчив.
Эгоцентрическое воспитаниеРебенок – сверхценность, кумир семьи, «смысл жизни».Игнорирование интересов других членов семьи.Отсутствуют режим, ограничения, понятие «нельзя»Ребенок расторможен,

Слайд 23Неблагоприятные последствия эгоцентричного воспитания
Сангвиник – расторможен, болтлив, суетлив, истеричен, самоуверен.
Флегматик

– пассивен, упрям, зависим от поставленной цели.
Все дети эгоистичны, альтруизм подавлен.
Отвержение сверстников вызывает психологический шок: холерик протестует, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность.
Отвержение сверстников.


Неблагоприятные последствия эгоцентричного воспитания Сангвиник – расторможен, болтлив, суетлив, истеричен, самоуверен.Флегматик – пассивен, упрям, зависим от поставленной

Слайд 24Гипоопека
Родители воспитанием не занимаются, ребенком не интересуются, не контролируют.
Ребенок предоставлен

сам себе.
Особенно опасна гипоопека для гипертимных, неустойчивых и комфортных детей.
ГипоопекаРодители воспитанием не занимаются, ребенком не интересуются, не контролируют. Ребенок предоставлен сам себе.Особенно опасна гипоопека для гипертимных,

Слайд 25Причины неправильного воспитания
Объективные обстоятельства, мешающие наладить адекватное воспитание.

Низкая педагогическая культура.

Личностные особенности

родителей.


Причины неправильного воспитания Объективные обстоятельства, мешающие наладить адекватное воспитание.Низкая педагогическая культура.Личностные особенности родителей.

Слайд 26Решение личностных проблем за счет ребенка
Предпочтение в ребенке детских качеств
Воспитательная неуверенность

родителя
Фобия утраты
Недоразвитость родительских чувств
Сдвиг с установке родителей по отношению к полу ребенка (предпочтение мужских или женских качества)
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств
Внесение конфликта между супругами
в сферу воспитания.

Решение личностных проблем за счет ребенкаПредпочтение в ребенке детских качествВоспитательная неуверенность родителяФобия утратыНедоразвитость родительских чувствСдвиг с установке

Слайд 27
Диагностика, организация психоло-педагогического просвещения, консультирования, коррекции нарушений стилей семейного

воспитания – важнейшие направления работы школы по реализации прав ребенка
Диагностика, организация психоло-педагогического просвещения, консультирования, коррекции нарушений стилей семейного воспитания – важнейшие направления работы школы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть