Слайд 1Кредо
учителя-дефектолога
Володиной Э.И.
2017-2018 учебный год
Слайд 2Тема:
Комплексная методика коррекционной работы при открытой ринолалии.
Слайд 4
Ринолалия это патология, которая заключается в нарушении голосового тембра
при произношении звуков. Она обусловлена анатомо-физиологическими дефектами в речевом аппарате.
Открытая ринолалия является одним из наиболее сложных речевых дефектов, так как оказывает влияние не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование его психики. По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с ЗПР; УО. У детей с открытой ринолалией нарушается сам процесс формирования речи.
Слайд 5
При открытой ринолалии механизм речевых искажений определен следующими факторами: не образован
нёбно-гло-точный затвор и поэтому нет разделения и противопоставления звуков по ротоносовому признаку; место и способ артикуляции практически всех звуков изменены ввиду анатомических деформаций твердого и мягкого нёба, малой активности кончика языка, губ, смещения языка глубоко в ротовую полость, высокого стояния корня языка, участия вспомогательной мускулатуры гортани и глотки.
Слайд 6
Чаще всего причиной органической открытой ринолалии является врожденная расщелина твердого или
мягкого нёба, его укорочение. Одним из наиболее сложных случаев для логопедов является именно ринолалия, обусловленная врожденными аномалиями развития губ и нёба.
Слайд 7
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется
тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всех сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный «А», так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к, г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофанически звучит «Л». Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
Дыхание у детей соткрытой ринолалией смешанное (рото-носовое), учащенное. Жизненная емкость легких понижена. Так же нередко отмечается снижение физического слуха, отсюда нарушено формирование фонематического слуха.
Слайд 8
Направления коррекционной работы.
Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
Формирование артикуляционных
укладов и артикуляционных движений.
Устранение назального оттенка голоса.
Коррекция звукопроизношения.
Автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении.
Развитие фонематического слуха.
Слайд 9
Работа над дыханием:
1. работа начинается с постановки диафрагмального дыхания. Проводятся статические
и динамические упражнения.
2. следующий этап – дифференциация ротового и носового выдоха и выдоха с целью устранения избыточного носового резонанса.
Слайд 10
Упражнения для развития направленного ротового выдоха и умения дифференцировать ротовой и
носовой выдох.
Коррекция дыхания предусматривает выработку способности направленно выдуть воздух слегка напряженными губами, а также удлинение выдоха. Упражнения: имитация поплевывания; не напрягая мышц шеи, постепенно замедлять и продлевать поплевывания для достижения легкого дутья, затем переходить к упражнению «Загнать мяч в ворота». Голосовые упражнения, сводятся к обучению ребенка удлиненному произношению звуков.
Слайд 11Коррекция звукопроизношения.
Работа начинается с формирования гласных (правильное положение языка), при постановке
звуков логопед опирается на все анализаторы; рассматривается артикуляция каждого звука, при этом внимание обращается на кинестетические ощущения при выполнении движений.
Слайд 12- утрированно произносить гласные А-Э-О
- беззвучное произносить гласные А-Э-О, стараясь при
этом соблюдать четкую артикуляцию;
- пропевать гласные с постепенным усилением и ослаблением голоса.
Слайд 13Эти гласные потом включаются в комплекс гимнастики и повторяются ежедневно в
Слайд 14Упражнения для лицевых мышц.
Перед выполнением активных тренировок перед зеркалом отрабатываются пассивные
движения:
сморщить нос руками;
сжимать и расслаблять мускулы щек со стороны носа при помощи рук (имитация попеременного подмигивания левым и правым глазом);
поднять брови руками.
Слайд 15Активная мимическая гимнастика
проводится перед зеркалом. Примерные упражнения:
надуть одновременно обе щеки;
попеременно
надувать правую и левую щеки;
втянуть щеки в ротовую полость между зубами;
удивиться (поднять брови);
поочередно прищурить глаза;
зажмурить оба глаза;
сделать веселое лицо (улыбнуться);
сделать сердитое лицо (нахмурить брови).
Слайд 17Существуют некоторые особенности постановки и автоматизации звуков при ринолалии.
Нет традиционной последовательности
формирования звуков по группам свистящих, шипящих, соноров и пр. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной их базы.
Сначала необходимо воспитать мышечные ощущения от артикуляции нового звука.
Слайд 18При отработке правильного произнесения звуков
важным и специфичным моментом является постоянное
слежение за направлением воздушного потока. В случаях затруднений можно временно закрывать носовые ходы, чтобы артикуляция звуков была более звучной и четкой. Специфичным для данного коррекционного комплекса гимнастики является порядок постановки согласных. Первым ставится звук [ф] глухой, фрикативный. Его постановка облегчается после упражнений на выход воздушной струи через ротовую полость. Звук произносится сначала изолированно, затем в составе слогов, причем гласный ставится как перед [ф], так и после ([аф] [фа] [афа] и т. д.)
Слайд 19Упражнения с надуванием щек облегчают постановку звука п, так как при
выполнении этих упражнений формируется нёбно-глоточный затвор. Дальше ребенок должен выполнить взрыв смычки губ для произнесения звука п. При затруднении этого движения логопед помогает ребенку. Помощь заключается в том, что нужно сместить нижнюю губу вниз, при этом губы ребенка необходимо разомкнуть. Достаточный взрыв возникает при выходе воздушной струи через рот, минуя носовую полость. Постановка и произнесение звука и используется как одно из упражнений, устраняющих назальный оттенок голоса.
Постановка звука [т] требует правильного выдоха через рот. При этом кончик языка прижат к верхним зубам. Проводимая ранее артикуляционная гимнастика делает звуковую артикуляцию подготовленной и автоматизированной, и все этапы артикуляции включаются при достаточном ротовом воздушном потоке.
.
Слайд 20
Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является
сложной работой.