Слайд 1Рабочая программа по предмету. Структура, содержание, технология разработки
Автор: Синдеева Е.Н., заместитель
директора по УВР МБОУ
«СОШ № 5 г. Суворова Тульской области»
Слайд 2Методические рекомендации по разработке рабочей программы
Рабочие программы являются обязательной
составной частью образовательной программы школы.
Рабочая программа разрабатывается в соответствии с реализуемыми целями и задачами образовательной программы школы, основополагающими для деятельности школы ценностями и традициями.
При составлении исходят из индивидуальных особенностей и познавательных интересов учащихся.
Обязательно учитывается используемый комплект учебно-методического обеспечения (структура и содержание учебника)
Слайд 3Основные требования к рабочей программе ООО закреплены в следующих документах:
Закон РФ
«Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
«Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС ООО, раздел III, п. 18.2.2 Приказа Минобразования и науки от 17.12.2010 № 1897;
Локальный акт образовательного учреждения, устанавливающий структуру и требования к рабочей программе школы.
Слайд 4Основные функции рабочей программы
Нормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль
за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ);
Информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);
Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);
Организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);
Планирующая (регламентирует требования к выпускнику).
Слайд 5Рабочая программа разрабатывается учителем на основе:
ФГОС основного общего образования;
Примерной программы основного
общего образования по предмету;
Авторской учебной программы по предмету.
Слайд 6Структура рабочей программы
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Структура и краткое содержание учебного курса.
Тематическое планирование.
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету (описание УМК, средств обучения).
Планируемые результаты изучения учебного курса, что может быть отражено в пояснительной записке.
Приложения (например, материалы диагностики и контроля, инструкции по проведению практических работ и др.)
Слайд 7 Образец оформления титульного листа
Рабочая программа
по
_________________________
для _____ класса
_______ часов в неделю (всего __ часов)
Составитель:
учитель __________(ФИО)
201_/201_ учебный год
Слайд 8Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа.
Сведения
о программах, на основании которых разработана рабочая программа, обоснование выбора этих программ учителем.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, в том числе с учетом особенностей региона, школы.
Определение места и роли учебного курса в учебном плане школы.
Общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.
Новизна рабочей программы, информация о внесенных изменениях в примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование.
Информация об используемых УМК (особенности его содержания и структуры).
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Используемые технологии обучения, формах уроков и т.п.
Виды и формы промежуточного или итогового контроля.
Информация о реализации регионального компонента.
Слайд 9Примерный список педагогических технологий
Рейтинговое обучение
Организация самостоятельной работы
Дистанционное обучение
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
Творческая деятельность
Развитие
критического мышления
Информационные
Проблемно-диалогового обучения
Организация группового взаимодействия
Анализ конкретных ситуаций (кейсов)
Рефлексивного обучения
Самоконтроля и т. д.
Слайд 10Методические рекомендации по разработке раздела «Содержание учебного предмета»
Учитель может вносить изменения, расширяя (изменяя) содержание примерной или авторской программы, и в данном случае может самостоятельно:
указать количество часов на изучение курса, отдельных разделов и тем;
обосновать и определить содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета;
раскрыть содержание разделов, тем, опираясь на рекомендации научных школ и учебников (из действующего федерального перечня);
изложить последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
Слайд 11Тематическое планирование
Количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);
Названия тем
(разделов);
Основное содержание темы (тезисы в соответствии с формулировками примерной программы);
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий);
Проведение практических/лабораторных работ;
Виды, формы контроля и диагностики
Планируемые результаты обучения;
Планируемые сроки изучения.
Слайд 13Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Методические и учебные пособия;
Учебные и
справочные пособия;
Учебно-методическая литература;
Электронные средства обучения, ЦОР, медиаресурсы;
Материально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование, измерительные и демонстрационные приборы, наглядные пособия и т.п.
ПРИЛОЖЕНИЯ: технологические карты уроков, технологическая карта контроля, технологическая карта планируемых результатов обучения и т.п.
Слайд 14Критерии оценки качества рабочих учебных программ педагогов
Актуальность программы.
Наличие обязательных составляющих
программы.
Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу.
Соответствие оформления пояснительной записки примерному образцу.
Соответствие требований к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса требованиям ФГОС.
Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям.
Слайд 15Критерии оценки качества рабочих учебных программ педагогов
Соответствие тематического (поурочного) планирования структурным
требованиям программы и рекомендуемому образцу.
Соответствие учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы.
Качество приложения к программе.
Наличие внешней рецензии на программу.
Слайд 16Рецензирование рабочей программы
Внутреннее рецензирование на уровне ОУ является обязательным
и проводится для того, чтобы программа была допущена к реализации в ОУ.
Основные разделы рецензии:
Характеристика работы (описание того, что собой представляет работа);
Структура работы (построение по разделам, главам и их содержание);
Выходные данные;
Основные достоинства и недостатки;
Оценка работы;
Рекомендации;
Заключение.
Слайд 17При проведении рецензирования рабочей программы необходимо учитывать следующие критерии:
посильность учебного материала
для учащихся данного возраста, ориентация на учет индивидуально-типологических особенностей учащихся;
доступность для учащихся вопросов, заданий, задач, упражнений, проектных работ;
направленность содержания на формирование систематических знаний учащихся по рабочей программе;
нацеленность содержания на развитие различных групп (познавательных, регулятивных и коммуникативных) универсальных учебных действий учащихся;
возможности содержания в достаточной мере способствовать развитию личностных результатов обучения.