Слайд 1Тема:
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ
Выполнил : ПОНОМАРЕВА МАРИЯ ВАДИМОВНА,
социальный педагог МБОУ «СОШ № 1» г. Новомосковск
Новомосковск 2015
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность этой темы состоит в том,
что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети. Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её подструктуры–семьи.
Слайд 3Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом
поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Слайд 4Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.
Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности (Н.А. Бердяев).
Слайд 5Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.
Для ребёнка семья — это
среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Слайд 6Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней
в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.
Слайд 7
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более
свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.
Слайд 8Воспитательный потенциал семьи
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими
социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся:
- факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
Слайд 9Воспитательный потенциал семьи
- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая
и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;
- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.
Слайд 10ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ
Семьи с попустительски-снисходительным стилем
воспитания;
Семьи с позицией круговой обороны воспитания;
Семьи с демонстративным стилем воспитания;
Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания;
Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания;
Семьи с увещевательным стилем воспитания;
Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания;
Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»;
Семьи с непоследовательным стилем воспитания;
Слайд 11
.
Семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание
подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы.
Слайд 12 Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на
отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты.
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.
Слайд 13ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
любому родителю неприятно слышать плохое о
своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее и начинать работу с позитивных моментов;
важен принцип конфидециальности: не стоит ради поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;
не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.
Слайд 14РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Советник - информирует семью
о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Слайд 15Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в
семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье
РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Слайд 16РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Защитник – защищает права
ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Слайд 17Задачи социального педагога в работе с семьей
-профилактика
и разрешение кризисных ситуаций
-систематическая работа по правовому и педагогическому просвещению;
-привлечение к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
-осуществление социального патронажа, представляющего собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь;
Слайд 18СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Слайд 19Этапы работы социального педагога с семьей:
изучение семьи и осознание существующих
в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
изучение личностных особенностей членов семьи;
составление карты семьи;
Слайд 20Этапы работы социального педагога с семьей:
координационная деятельность со всеми заинтересованными
организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
составление программы работы семьей;
текущие и контрольные посещения семьи;
выводы о результатах работы с семьей.
Слайд 21Социально – педагогический мониторинг
Социально – педагогический мониторинг семьи
– это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Слайд 22Социально – педагогический мониторинг семьи
Сущность социально – педагогического
мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений
и т. д.)
Слайд 23ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЗАЛ «МАСТЕРСКАЯ ЗДОРОВЬЯ»
Слайд 24Формы работы с семьей
Социальный патронаж, представляющий собой посещение
семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Слайд 25Формы работы с семьей
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде
всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Слайд 26Формы работы с семьей
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление
с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;- адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Слайд 27Формы работы с семьей
Консультационные беседы. Консультирование, по
определению, предназначено в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Необходимо регулярно посещать подобные семьи, целенаправленно проводить с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Слайд 28Формы работы с семьей
Социально – психологический тренинг определяется как область практической
психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Слайд 29Формы работы с семьей
Детско-родительский клуб
Создание системы клубной деятельности детей и родителей
по интересам с привлечением по возможности всех членов семьи.
Позволяет обогащать совместный досуг.
Актуализация семейных ценностей, культивирование которых влияет на выбор целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия ребенка в будущем.
Создание ситуации успеха благодаря совместной работе всех членов семьи.
Налаживание положительных эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми.
Слайд 32МЕТОД СИНКВЕЙНА (творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных
строк).
Применение данного метода позволяет детям и родителям в совместной работе находить пути решения создавшейся негативной ситуации через создание синквейна. При написании синквейна подбираются слова-характеристики, которые помогают увидеть суть проблемы с иной стороны.
Формы работы с семьей
Слайд 33ПЛАН
мероприятий по защите детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей
в
МБОУ «СОШ №1»
Слайд 35Литература
1.Бенин, В. Л. Образование в системе ценностей российской семьи: традиции и
современность / В. Л. Бенин // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 47-52.
2.Зритнева, Е. И. Социология семьи : учеб. пособ. для студ. вузов / Е. И. Зритнева. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 150 с.
3.Куриленко, Л. В. Современные ценности воспитания / Л. В. Куриленко // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 112-116
4.Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко / отв. сост. В. С. Хелемендик. – М. : Политиздат, 1988. – 256 с.
5.Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособ для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : «Академия», 2005. – 200 с.
Слайд 36Литература
6.http//ipk-тула.рф
7. http//nsportal.ru