Презентация, доклад РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать социальный педагог. Но

Слайд 1Тема:
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ

Выполнил : ПОНОМАРЕВА МАРИЯ ВАДИМОВНА,

социальный педагог МБОУ «СОШ № 1» г. Новомосковск

Новомосковск 2015
Тема:РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙВыполнил : ПОНОМАРЕВА МАРИЯ ВАДИМОВНА, социальный педагог МБОУ «СОШ № 1»

Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность этой темы состоит в том,

что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети. Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её подструктуры–семьи.
АКТУАЛЬНОСТЬ     Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не

Слайд 3Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом

поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно!
Семья – это счастье, любовь и удача,  Семья – это летом поездки на дачу.  Семья

Слайд 4Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены

которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности (Н.А. Бердяев).
Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью,

Слайд 5Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

Для ребёнка семья — это

среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его

Слайд 6Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней

в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.
Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека закладывается все то, что

Слайд 7

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более

свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья

Слайд 8Воспитательный потенциал семьи
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими

социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся:
- факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

Воспитательный потенциал семьиВоспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами

Слайд 9Воспитательный потенциал семьи
- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая

и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;
- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.
Воспитательный потенциал семьи- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки

Слайд 10ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ
Семьи с попустительски-снисходительным стилем

воспитания;
 Семьи с позицией круговой обороны воспитания;
 Семьи с демонстративным стилем воспитания;
Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания;
Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания;
 Семьи с увещевательным стилем воспитания;
Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания;                   
Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»;                
Семьи с непоследовательным стилем воспитания;

ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙСемьи с попустительски-снисходительным   стилем     воспитания; Семьи с позицией круговой обороны воспитания; Семьи

Слайд 11 .
Семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание

подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.


Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы.

. Семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения

Слайд 12 Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на

отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты.

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой. 
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым

Слайд 13ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
любому родителю неприятно слышать плохое о

своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее и начинать работу с позитивных моментов;
важен принцип конфидециальности: не стоит ради поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;
не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙлюбому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не

Слайд 14РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ


Советник - информирует семью

о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙСоветник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей

Слайд 15Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в

семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье

РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания,

Слайд 16РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Защитник – защищает права

ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙЗащитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с

Слайд 17Задачи социального педагога в работе с семьей
-профилактика

и разрешение кризисных ситуаций
-систематическая работа по правовому и педагогическому просвещению;
-привлечение к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
-осуществление социального патронажа, представляющего собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь;
Задачи социального педагога в работе с семьей   -профилактика и разрешение кризисных ситуаций   -систематическая

Слайд 18СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Слайд 19Этапы работы социального педагога с   семьей:
изучение семьи и осознание существующих

в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
 изучение личностных особенностей членов семьи;
 составление карты семьи;


Этапы работы социального педагога с   семьей:изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей

Слайд 20Этапы работы социального педагога с   семьей:
координационная деятельность со всеми заинтересованными

организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
 составление программы работы семьей;
 текущие и контрольные посещения семьи;
выводы о результатах работы с семьей.
Этапы работы социального педагога с   семьей:координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной

Слайд 21Социально – педагогический мониторинг
Социально – педагогический мониторинг семьи

– это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Социально – педагогический мониторинг   Социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического

Слайд 22Социально – педагогический мониторинг семьи
Сущность социально – педагогического

мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений
и т. д.)

Социально – педагогический мониторинг семьи   Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании

Слайд 23ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЗАЛ «МАСТЕРСКАЯ ЗДОРОВЬЯ»

ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЗАЛ «МАСТЕРСКАЯ ЗДОРОВЬЯ»

Слайд 24Формы работы с семьей
Социальный патронаж, представляющий собой посещение

семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Формы работы с семьей   Социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными,

Слайд 25Формы работы с семьей
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде

всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Формы работы с семьейРегулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за

Слайд 26Формы работы с семьей
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление

с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;- адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Формы работы с семьейПатронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов

Слайд 27Формы работы с семьей
Консультационные беседы. Консультирование, по

определению, предназначено в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Необходимо регулярно посещать подобные семьи, целенаправленно проводить с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Формы работы с семьей    Консультационные беседы. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания

Слайд 28Формы работы с семьей
Социально – психологический тренинг определяется как область практической

психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Формы работы с семьейСоциально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов

Слайд 29Формы работы с семьей
Детско-родительский клуб
Создание системы клубной деятельности детей и родителей

по интересам с привлечением по возможности всех членов семьи.
Позволяет обогащать совместный досуг.
Актуализация семейных ценностей, культивирование которых влияет на выбор целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия ребенка в будущем.
Создание ситуации успеха благодаря совместной работе всех членов семьи.
Налаживание положительных эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми.


Формы работы с семьейДетско-родительский клубСоздание системы клубной деятельности детей и родителей по интересам с привлечением по возможности

Слайд 32МЕТОД СИНКВЕЙНА (творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных

строк).
Применение данного метода позволяет детям и родителям в совместной работе находить пути решения создавшейся негативной ситуации через создание синквейна. При написании синквейна подбираются слова-характеристики, которые помогают увидеть суть проблемы с иной стороны.

Формы работы с семьей

МЕТОД СИНКВЕЙНА (творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк).Применение данного метода позволяет детям и

Слайд 33ПЛАН
мероприятий по защите детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей
в

МБОУ «СОШ №1»

ПЛАНмероприятий по защите детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностейв МБОУ «СОШ №1»

Слайд 35Литература
1.Бенин, В. Л. Образование в системе ценностей российской семьи: традиции и

современность / В. Л. Бенин // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 47-52.
2.Зритнева, Е. И. Социология семьи : учеб. пособ. для студ. вузов / Е. И. Зритнева. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 150 с.
3.Куриленко, Л. В. Современные ценности воспитания / Л. В. Куриленко // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 112-116
4.Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко / отв. сост. В. С. Хелемендик. – М. : Политиздат, 1988. – 256 с.
5.Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособ для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : «Академия», 2005. – 200 с.

Литература1.Бенин, В. Л. Образование в системе ценностей российской семьи: традиции и современность / В. Л. Бенин //

Слайд 36Литература
6.http//ipk-тула.рф
7. http//nsportal.ru

Литература6.http//ipk-тула.рф7. http//nsportal.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть