Слайд 1Роль социально – психологической
службы во взаимодействии с семьи и ДОУ
в целях социализации личности
ребенка
Подготовила
социальный педагог МБДОУ № 60
О.А. Мартынова
Слайд 2Человек – существо социальное
Под влиянием других людей личность :
- развивается и совершенствуется,
- приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей,
- несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность.
Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Слайд 3Обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом
Мнение учёных: Первые
годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Слайд 4Процесс социализации
Влияние оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное
взаимодействие:
-семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры, бабушки и дедушки);
-детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
Слайд 5Факторы в воспитании и развитии ребенка
Институты социализации:
Семья - ребенок
в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Детский сад - ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Ребёнок должен стать частью социума.
Слайд 6Условия для социализации ребенка-дошкольника:
Благоприятная социальная ситуация развития;
Посредничество взрослых, через достижение взаимодействия
процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
Организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.
Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения
Слайд 7Важное условие для социализации ребенка-дошкольника:
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Социальная функция
ДОУ предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды.
Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений
Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.
Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга
Слайд 8История соотношения воспитания детей в семье или в детских садах
На
рубеже XIX-XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от двух до четырех часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих – народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы.
В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей.
В XX веке:
В 40-60 годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному.
В 70-е годы повышались требования к воспитанию, возрастала общая культура семьи, использовался ее педагогический потенциал.
На рубеже XX-XXI веков, в период, известный сегодня как кризис 90-х годов. Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. В связи с падением уровня жизни россиян многие семьи оказались без поддержки в решении задач воспитания детей.
Слайд 9Факторы влияния семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка :
1) временный фактор
– ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка;
2) фактор плотности общения - ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях;
3) фактор эмоциональной насыщенности – ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения;
4) фактор родительского отношения - родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка;
5) фактор возможности автономизации – семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально-вещного оформления (оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.).
Слайд 10Устойчивые формы работы детского сада с семьей
Первое направление: внутри детского
сада
- посещение семьи воспитателем социально – психологической службой ДОУ;
- беседы и консультации;
- общие и групповые родительские собрания;
- наглядная пропаганда.
Второе направление: за пределами детского сада
- широкая педагогическая пропаганда.
Слайд 11Новые формы работы с семьями
Сотрудничество – общение «на равных», где
никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие –способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.
Необходимо стремиться:
к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе,
к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.
Слайд 12Переход к новым формам отношений родителей и педагогов
Главный момент в контексте
«семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.
Открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Условия для достижения открытости дошкольного учреждения:
- личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия, важно чтобы дети готовились к ним вместе с родителями.
Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях.
Слайд 13Группы задач при работе с родителями
психолого-педагогическое просвещение родителей с целью
повышения педагогического образования;
изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка необходимо диагностировать характер семейного воспитания.
Характер семейного воспитания можно оценить по определенным критериям:
1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей, а также других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (обращение друг к другу, характер отношений между членами семьи, страхи и опасения родителей).
3. Цели воспитания ребенка.
4. Стиль взаимодействия с ребенком.
5. Психолого-педагогические знания, практические умения родителей.
6. Особенности семейного воспитания (распределение бюджета, времени, семейный досуг, роль семьи в передаче культурного опыта).
7. Отношение семьи к дошкольному учреждению.
Слайд 14Новая философия работы
детского сада с родителями
Функции работы образовательного учреждения с
семьей:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса детского сада.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
4. Помощь отдельным семьям в воспитании.
5. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
Основные принципы при организации работы с семьями:
1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Слайд 15Преимущества взаимодействия детского сада с семьей в свете новой философии
- Это
положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста.
Слайд 16Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста
на основе
взаимодействия ДОУ и семьи
Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо:
1. Претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ.
Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом.
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев.
Слайд 17Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста
на основе
взаимодействия ДОУ и семьи
Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо:
2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения.
Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:
а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи,;
б) предоставление родителям письменного материала об их детях;
в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;
г) оформление доски объявлений для родителей;
д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ.
Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:
а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;
б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.;
г) сбор материала для детских нужд
Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:
а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;
б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.
Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:
а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (с целью научить родителей взаимодействию с ребенком);
б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.
Организация общественной деятельности для родителей:
а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего кафе;
б) постоянная группа и клуб общения для родителей;
в) приглашение лекторов по интересующим вопросам.
Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям.
Оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению.
а) накопление информации и практических советов;
б) помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.
Слайд 18Cпецифика процесса социализации
ребенка-дошкольника в аспекте взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи
Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа.
Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений.
Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.
Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс.
Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности.