Слайд 1
«Конфликты с собственным ребёнком
и пути их разрешения»
Психолог ОШ№4 Субботина Н.С.
Слайд 2 От любви до ненависти один шаг, от ненависти к
любви – километры шагов.
Сенека
Конфликт – это опасение
хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Уильям Линкольн
Слайд 3 Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не
скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Слайд 4 Главная способность в конфликте –
способность к конфронтации –
объяснению.
Это - умение:
1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу».
2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества своего партнёра.
3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Слайд 5 «Роль родителя»
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.
Слайд 6Не забывайте слова И.В. Гёте:
«В подростковом возрасте многие
человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках»
Слайд 7Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых
главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.
Слайд 8Конфликт неустойчивого родительского восприятия
Статус подростка в семье и обществе не устоялся.
Он и не взрослый, но уже не ребенок
В результате положительные качества недооцениваются, зато вперед выступают несовершенства.
Рекомендации:
- постараться осознать свои противоречивые чувства;
гасить в себе недовольство и раздражение;
объективно оценивать достоинства и недостатки подростка;
сбалансировать систему обязанностей и прав.
Слайд 9Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура
в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими.
Рекомендации:
не подавляйте самостоятельность, чувство собственного достоинства;
не вторгайтесь насильно на территорию подростков, в их душу.
Слайд 10Мирное сосуществование — скрытый конфликт
Здесь царит позиция невмешательства. У каждого
свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет.
В результате получается, что семья для ребенка
не существует
Рекомендации:
не будьте сторонними наблюдателями;
живо интересуйтесь делами и успехами
своего ребенка;
делитесь с ним своими впечатлениями ;
создайте атмосферу искренности и доверия.
Слайд 11Конфликт опеки
Опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут
быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи.
Рекомендации:
-не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму; --не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть;
-помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;
-стимулируйте общение со сверстниками.
Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.
Слайд 12Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь
сделать из них вундеркиндов.
Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение.
Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки.
Постоянно требуют от ребенка совершенства
Слайд 13Рекомендации:
-измените отношение к своему ребенку;
-станьте терпимее к недостаткам подростков; постарайтесь
восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе;
-найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре;
-не унижайте, а поддерживайте;
-не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.
И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить.
Слайд 14Методы выхода из конфликта
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
дать выход своим
чувствам, предупреждая об этом других;
найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
поставить себя на место другого человека;
осознать право на существование иной точки зрения;
быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
Слайд 15Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
Не
следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность,
сколько право на нее.
Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
Слайд 16Правила поведения для конфликтных людей
Не стремитесь доминировать во что бы
то ни стало.
Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуйте, но не критиканствуйте. Чаще улыбайтесь.
- Будьте справедливы и терпимы к людям.
- Не переоценивайте свои способности
и возможности и не умаляйте способности
и возможности других.
Слайд 17- Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
- Реализуйте себя в творчестве,
а не в конфликтах.
- Проявляйте выдержку,
овладейте умениями саморегуляции.
Слайд 18Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую
значимость
для участников конфликта,
и на этой основе гармонизация их отношений.
Слайд 19 Четыре объятия – для выживания, восемь -
для счастья.
Вирджиния Сатир