Необходимыми условиями социализации ребенка с ограниченными
возможностями здоровья являются:
специальные условия обучения и воспитания;
специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;
оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка; обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
создание условий для коммуникации;
мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ОВЗ выполнять общественно заданные функции.
По данным социального паспорта школы-интерната видно, что существует проблема подготовки детей с ОВЗ к адаптации и интеграции в современное общество.
В этом году в школе 138 обучающихся. Так, более 28% наших детей воспитываются в неблагополучных семьях, 34% проживают в семьях с низким достатком или на грани бедности, 41% родителей не имеют профессиональной подготовки и даже среднего полного образования, 38% родителей не имеют работы и не стремятся ее найти. А, следовательно, социализировать и помочь с получением профессии для дальнейшего трудоустройства своего ребенка такие семьи не способны. И эта задача полностью переходит на плечи педагогов.
Целью учебного процесса в школе становится не только приобретение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей, в школе применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что обучающийся становится активным, творческим, развивающимся субъектом процесса обучения и воспитания.
Важным для педагогов школы является положительный психолого-эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки и занятия проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагоги стараются, чтобы каждый учебный или воспитательный час не только давал знания, но и приносил радость, чувство уверенности в себе. А также вызвал потребность в получении новых знаний и необходимость общаться с окружающими.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам и занятиям: социально-бытовой ориентировке, развитию психомоторики и сенсорных процессов, двигательной коррекцией на занятиях по ритмике, по плаванию, занятиям логопеда, которые имеют непрерывный характер и проводятся в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Коррекционный блок представлен такими специалистами, как педагоги-дефектологи, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Развитие и коррекция высших психических функций – одно из составляющих успешного восприятия учебного материала и социализации обучающихся.
Коррекционная работа в школе-интернате отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей.
Большое место в работе школы-интерната отводится на психолого-педагогическую и медико-социальную службу сопровождения, в которую входят педагог-психолог, учитель-логопед, медицинские работники и социальный педагог.
Школьный ПМПк работает в течение учебного года по утвержденному плану. На основании рекомендаций школьного ПМПк составляются индивидуальные Программы психолого-педагогического сопровождения, оптимальные для развития каждого обучающегося.
С целью осуществления профилактики эмоциональных срывов, проявлений дезадаптации, межличностных конфликтов детей специалистами школьного ПМПк проводится динамическая оценка состояния ребенка, а также консультации специалистов, всеобуч для педагогов и родителей. Под руководством педагога-психолога проводятся психологические занятия с элементами тренинга для учащихся, педагогов, релаксационные переменки для младших школьников и другие мероприятия. Медицинскими работниками школы-интерната зимой 2019г. организована диспансеризация обучающихся в школе-интернате. Логопедические занятия посещают 58 человек, из них отчислено с улучшением устной и письменной речи 15 человек, оставлено для продолжения -43.
Классные помещения и кабинеты для индивидуальных коррекционных занятий оборудованы мебелью в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Классы, кабинеты, игровые комнаты обеспечены достаточным количеством наглядного, дидактического, раздаточного материала.
В школе-интернате оснащены и функционируют:
- 13 учебных кабинетов;
- музыкальный зал;
- мастерские (слесарная, столярная, швейная);
- кабинет социально-бытовой ориентировки;
- компьютерный класс;
- кабинет логопеда;
- кабинет психолога;
- медицинский кабинет (кабинет приема, изолятор, процедурный кабинет);
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- бассейн;
- пищеблок;
- столовая на 100 мест;
- библиотека.
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила межличностных отношений в социуме.
Показатели уровня учебных достижений по результатам итоговой аттестации за 4 года
Исходя из потребностей общества и имеющейся материально-технической базы ведется профессионально-трудовое обучение по направлениям: столярное, слесарное и швейное дело.
На уроках столярного и слесарного дела обучающиеся получают элементарные навыки владения столярными и слесарными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины и металла, изготавливают простые изделия. На уроках швейного дела изучают устройства швейных машин, предназначенных для выполнения различных видов обработки тканей, производят изделия, необходимые для школы (фартуки, косынки, нарукавники для уроков СБО, труда и т.д.).
Впервые учащиеся и педагоги в 2013-2014 учебном году приняли участие в проектно-исследовательской деятельности «Шаг в будущее». Выбранные темы проектов выходят за рамки непосредственной повседневности воспитанников, расширяют их кругозор, придают уверенность ребятам в себе, а значит, поднимают планку их индивидуальной значимости и нужности.
Эта работа ведется по сей день и число ее участников растет как количественно, так и качественно.
Наши обучающиеся принимают активное участие в краевом фестивале детского художественного творчества детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в себя» и других.
В школе работают кружки и секции разной направленности. Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор занятия в зависимости своего индивидуального пути для:
- развития интеллектуальных и творческих способностей,
- самовыражения и самоопределения;
- повышения и поддержания познавательного интереса детей;
- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого обучающегося.
Занятия, проводимые в рамках дополнительного образования, основываются на семейных и народных традициях, социальной важности и успешности каждого воспитанника.
Проводимые мероприятия находят отражение в победах на детских творческих конкурсах:
Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве школы. Поэтому учреждение выстраивает систему партнерства с теми, кто занимает в вопросе воспитания подрастающего поколения активную позицию сотрудничества.
Школа-интернат работает в содружестве с администрациями районов и сельскими советами по месту жительства детей, с ПДН г. Заринска и Заринского района в работе по правовой информированности. Специалисты Центра занятости населения г. Заринска и Заринского района подключались для организации мероприятий профориентационной направленности с подростками и их родителями, а так же с их помощью ведется трудоустройство несовершеннолетних в каникулярное время.
Психологи комплексного центра социального обслуживания населения г. Заринска помогают организовать развлекательно-познавательные мероприятия для наших ребят. В рамках Декады инвалидов подключаются к работе с родителями специалисты социальной защиты населения.
Школа работает в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей школы с нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум. Поэтому мы считаем важнейшей задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии, принимать участие в муниципальных и выездных конкурсах.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть