Слайд 1Воспитательно-профилактическая работа с детьми асоциального поведения
Социальный педагог МАОУ «СОШ №7»
С.В. Новикова
Слайд 2
Асоциальный (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis –
общественный) – человек,
внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.
К детям асоциального поведения обычно относят тех детей, которые характеризуются
определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.
Такие дети обычно не имеют желания учиться, редко и небрежно выполняют домашние задания, могут (или часто ) пропускают школу, нарушают дисциплину в школе.
Они агрессивны, озлоблены, рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Дети асоциального поведения зачастую отражают образ жизни своих отцов и матерей. Родители таких детей чаще всего не занимаются воспитаем детей.
Слайд 3Причины, порождающие детей асоциального поведения:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с
ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
потеря эмоциональных контактов с детьми;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокое наказание за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
расторжение брака;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность.
Слайд 4Основные причины
серьезных нарушений
поведения детей:
Привлечь к себе внимание.
Если
ребенок не получает нужного количества
внимания, то он находит способ его получить:
непослушание. Учителя то и дело отрываются
от своих дел, делают замечания…
Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.
Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Слайд 5Основные направления профилактической работы
с детьми асоциального поведения:
Своевременно выявлять и наблюдать
за детьми с отклонениями в поведении.
Ежедневно отслеживать посещаемость занятий проблемными детьми. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости, следить за выставлением оценок в дневник.
Вовлекать проблемных детей в трудовую, спортивную и творческую деятельность.
Иметь связь с руководителями кружков и спортивных секций, тем самым контролировать занятость проблемных детей во неурочное время.
Заботиться об укреплении положения детей с отклонениями в поведении в классном коллективе, организовывать помощь этих детей в выполнении общественных поручений.
Проводить индивидуальную профилактическую работу с детьми асоциального поведения.
Формировать положительную Я - концепция. Создавать для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализировать каждый этап, результат деятельности ученика, его достижений. Поощрять положительные изменения. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Слайд 6Оказывать педагогическую помощь родителям проблемного школьника. Помогать им понимать ребенка, опираться
на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Осуществлять связь с родителями (проводить беседы и консультации для родителей).
Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
Посещать по месту жительства семьи детей «группы риска» совместно с классным руководителем.
Проводить профилактические классные часы .
Организовывать встречи с работниками полиции.
При необходимости приглашать на Совет профилактики правонарушений.
Слайд 7Работа классного руководителя с детьми асоциального поведения
(в помощь классному руководителю)
Слайд 8В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не
умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в интересующую
его деятельность (игру, труд, учебу,
досуг);
обучать правильно относиться к
неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и
взрослых;
развивать умение прощать
друг другу слабости и недостатки.
Слайд 9В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но
и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Классному руководителю необходимо:
подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
учить различать истинную и ложную красоту человека;
воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая
адекватную самооценку;
правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества
сверстников;
создавать "ситуации успеха"
в учебном процессе;
организовать оценочную
деятельность, предупреждение
невротических расстройств и
патологических влечений.
Слайд 10Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических
умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
общение в микрогруппах ближайшего окружения;
деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся,
формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Принципом работы с детьми асоциального поведения является
гуманно-личностный подход к ребенку.
Слайд 11Психологические аспекты:
Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
В
конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой.
Выслушивайте всё, не реагируйте сразу, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
Не ставьте ребёнка в затруднительное положение.
Беседу всегда начинайте с дружеского тона, тактично.
Диалог с проблемным ребёнком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
Умейте смотреть на вещи глазами ребёнка.
Слайд 12
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри
семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями.
Типы проблемных семей
Неполная семья.
Одинокая мать (или отец), которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.
Задачи классного руководителя:
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.
Слайд 13
Неблагополучная семья.
Семья, в которых господствует безнадзорность. В такой семье родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задачи классного руководителя:
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
Слайд 14 Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания.
Задачи классного руководителя:
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
Слайд 15 Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над
духовной жизнью.
Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.
Задачи классного руководителя:
Постараться изменить жизненную ориентацию родителей.
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
Слайд 16 Семьи, в которых родители предъявляют к детям
завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.
Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.
Задачи классного руководителя:
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
Слайд 17Проблемных детей намного труднее любить и уважать, но они в этом
нуждаются больше, чем благополучные, так как, как правило, дома и на улице обделены любовью.
Работа с проблемными детьми должна давать им возможность проявить себя с лучшей стороны. В таких детях надо искать позитивные стороны, хвалить их как можно чаще перед всем классом. Работа с проблемными детьми сложна и потому, что педагогу надо учить ребенка видеть личность в себе и окружающих.
К сожалению, вся работа с трудными детьми ложится на плечи педагогов, и это серьёзная работа.