Презентация, доклад Пути и средства повышения роли семьи в социализации детей

Содержание

Актуальность моего исследования «Социально-педагогическая деятельность с семьёй, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения» объясняется тем, что несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по работе с такими семьями, эта проблема продолжает существовать и по сей

Слайд 1 Пути и средства повышения роли семьи в социализации детей



Выполнила: Пузракова Елена Анатольевна,
социальный педагог МБОУ «СОШ №9»
г.Алексина.
Куратор : Вадюхина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии
воспитания и дополнительного образования детей

ГОУ ДПО ТО

«Институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки

работников образования Тульской области»
Кафедра психологии воспитания
и дополнительного образования детей

Пути и средства повышения роли семьи в социализации детей

Слайд 2Актуальность моего исследования «Социально-педагогическая деятельность с семьёй, находящейся в социально опасном

положении, в условиях общеобразовательного учреждения» объясняется тем, что несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по работе с такими семьями, эта проблема продолжает существовать и по сей день.

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Дети в таких семьях находятся в неблагоприятных для проживания, развития условиях – социально опасном положении.
В таких семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.
Такое детство влечет за собой деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство, физическое несовершенство.

Актуальность моего исследования «Социально-педагогическая деятельность с семьёй, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения» объясняется

Слайд 3С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и

умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как
биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или в семье, находящейся в социально опасном положении.
В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска (а соответственно, пристального внимания социально-психологической службы школы) попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека

Слайд 4"Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок

делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….

Слайд 5Семья как микромодель общества








Успешная социализация детей.

Обеспечение психологического комфорта

3.

Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка
Семья как микромодель обществаУспешная социализация детей. Обеспечение психологического комфорта 3.    Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка

Слайд 6 Цель социально-педагогической деятельности
Создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка

в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.


Цель социально-педагогической деятельностиСоздание благоприятных условий для реализации  прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для

Слайд 7Задачи:
Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов

и потребностей, трудностей и проблем


Выявление причин возникновения у учащихся
- проблем в обучении,
- проблем в поведении,
- правонарушений и принятия мер по их устранению



Оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям
социальной незащищённости

Задачи:Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий  жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблемВыявление причин

Слайд 81. По структуре семьи делятся на:

1. По структуре семьи делятся на:

Слайд 92.По материальной обеспеченности семьи:

с очень высоким материальным достатком;


с высоким материальным достатком;


со

средним материальным достатком;


с низким материальным достатком;


нуждающиеся (за чертой бедности).
2.По материальной обеспеченности семьи:с очень высоким материальным достатком;с высоким материальным достатком;со средним материальным достатком;с низким материальным достатком;нуждающиеся

Слайд 103. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:

3.	По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:

Слайд 114. По взаимоотношениям:

-гармоничная;

-компромиссная;

-неустойчивая;

-мнимая;

-конфликтная;

-резко конфликтная;

-потребительская;

4. По взаимоотношениям:-гармоничная;-компромиссная;-неустойчивая;-мнимая;-конфликтная;-резко конфликтная;	-потребительская;

Слайд 125. По семейной ориентации:
-на деятельность;
-общение;
-самоудовлетворение (эгоистические).
Определить воспитательную позицию семьи можно, используя

данную таблицу:
5. По семейной ориентации:-на деятельность;-общение;-самоудовлетворение (эгоистические).Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу:

Слайд 13Социальный
педагог

Учащиеся из неблагополучных
семей





Учащиеся, находящиеся

под опекой


Учащиеся с ограниченными физическими возможностями


Учащиеся из многодетных семей

Учащиеся с девиантным поведением

Учащиеся из социально уязвимых семей







Социальный педагогУчащиеся из неблагополучных семей   Учащиеся, находящиеся под опекой Учащиеся с ограниченными физическими возможностямиУчащиеся из

Слайд 14Структура социально-педагогической деятельности

Структура социально-педагогической деятельности

Слайд 15Анкета для родителей
Всего в анкетировании приняли участие 46 человека. Их них

13 мужчин и 33 женщины.

Анкета для родителейВсего в анкетировании приняли участие 46 человека. Их них 13 мужчин и 33 женщины.

Слайд 16Какие формы поведения подростка вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
Ответили положительно:
Равнодушие

– 19 человек
Невоспитанность – 25 человек
Сквернословие – 14 человек
Курение – 16 человек
Алкоголь – 19 человек
Неуважение к старшим – 18 человек
Агрессия – 23 человека
Лень – 19 человек
Какие формы поведения подростка вы назвали бы отклоняющимися от нормы?Ответили положительно:Равнодушие – 19 человекНевоспитанность – 25 человекСквернословие

Слайд 17Что вызывает Ваше опасение?
Улица – 20 человек
Равнодушие окружающих – 16 человек
Доверчивость

Вашего ребенка – 5 человек
Курение – 8 человек
Алкоголь – 11 человек
Наркотики – 20 человек
Недостаточный контроль с Вашей стороны – 2 человека
Что вызывает Ваше опасение?Улица – 20 человекРавнодушие окружающих – 16 человекДоверчивость Вашего ребенка – 5 человекКурение –

Слайд 18Что является самым распространенным время провождением молодежи?
Безделье – 18 человек
СМИ –

13 человек
Компьютер – 28 человек
Музыка – 7 человек
Спорт – 6 человек
Чтение – 0 человек
Техника – 5 человек

Что является самым распространенным время провождением молодежи?Безделье – 18 человекСМИ – 13 человекКомпьютер – 28 человекМузыка –

Слайд 19Что является наиболее распространенным видом девиантного поведения среди сверстников Вашего ребенка?
Брань

– 14 человек
Хамство – 17 человек
Агрессия – 13 человек
Курение – 16 человек
Алкоголь – 13 человек
Лень – 7 человек
Наркотики – 14 человек
Что является наиболее распространенным видом девиантного поведения среди сверстников Вашего ребенка?Брань – 14 человекХамство – 17 человекАгрессия

Слайд 20Если бы Вы заметили отклоняющееся (девиантное) поведение у Вашего ребенка, Вы

бы в первую очередь обратились бы?

К психологу – 9 человек
К педагогу – 11 человек
К другим лицам – 24 человека

Если бы Вы заметили отклоняющееся (девиантное) поведение у Вашего ребенка, Вы бы в первую очередь обратились бы?К

Слайд 21Есть ли у Вас опасение, что Ваше «чадо» попадет в неблагополучную

компанию или он(а) дружит с такой компанией?

Да – 9 человек
Нет – 21 человек

Есть ли у Вас опасение, что Ваше «чадо» попадет в неблагополучную компанию или он(а) дружит с такой

Слайд 22 Что является причинами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков по Вашему мнению?
Отставание

в учебе – 11 человек
Стрессовые ситуации – 18 человек
Неумение контролировать себя – 12 человек
Стремление к самостоятельности – 10 человек
Конфликт с родителями – 15 человек
Что является причинами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков по Вашему мнению?Отставание в учебе – 11 человекСтрессовые ситуации

Слайд 23 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
Материально-бытовые условия.
Эмоционально-нравственный климат.


Режим дня подростка в семье.
Методы и приемы воздействия взрослых на детей
Семейный досуг.
Уровень педагогической культуры родителей.


Слайд 24Факторы риска

низкая самооценка;

застенчивость;

плохая успеваемость;

нарушение дисциплины;

положительные установки по
отношению

к психотропным
веществам




конфликты в семье;

безнадзорность;

Родители употребляющие алкоголь;

физическое и психологическое
насилие в семье;

отсутствие дисциплины


плохая успеваемость;

низкий моральный уровень
учеников;

конфликты с педагогами

Индивидуальные

Школьные

Семейные

Факторы рисканизкая самооценка;застенчивость;плохая успеваемость;нарушение   дисциплины;положительные установки по отношению к  психотропным  веществамконфликты в семье;безнадзорность;Родители

Слайд 25Факторы риска


В группе сверстников
В обществе
нежелание учиться;

давление сверстников;

дружба с подростками,

употребляющими алкоголь

жизнь в обществе, способствующем
употреблению табака, алкоголя;

отсутствие поддержки со стороны общества;

нищета и экономическая нестабильность

Факторы риска В группе сверстниковВ общественежелание  учиться;давление сверстников;дружба с подростками, употребляющими алкогольжизнь в обществе, способствующем употреблению

Слайд 26Критерии оценки положения ребёнка в семье
Семейное благополучие :

Родители трудоустроены , имеем

желание и способность обеспечивать права ребёнка ;

В семье существует привязанность между родителями и детьми ;

В семье выстроена система взаимодействия ;

Семья осознаёт возникающие проблемы , находит кардинальные пути решения ;

В семье не существует негативной зависимости ( алкоголь , наркотики , социальная распущенность )
Критерии оценки положения ребёнка в семьеСемейное благополучие :Родители трудоустроены , имеем желание и способность   обеспечивать

Слайд 27
Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи

Социально-педагогическая помощь
1 этап

Профилактическая и реабилитационная деятельность



2 этап

Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи Социально-педагогическая помощь1 этапПрофилактическая и реабилитационная деятельность 2 этап

Слайд 28Документация социального педагога на детей «группы риска»

Карточка учёта неблагополучной семьи
План работы

с детьми «группы риска»
Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»
Карта учащегося, состоящего на учёте
Социальный паспорт класса
Акт обследования семьи
Социальная карта семьи
Карта-график проводимых мероприятий
Документация социального педагога на детей «группы риска»Карточка учёта неблагополучной семьиПлан работы с детьми «группы риска»Психолого-педагогическое сопровождение детей

Слайд 29 Семейное

неблагополучие :



Отсутствие привязанности между родителями и детьми ;

Отсутствие восприятия семьи как базы , где дети могут уверенно приобретать новый опыт;

Отсутствие или сильное нарушение взаимодействие между родителями ;
Семейное неблагополучие :Отсутствие привязанности между родителями и

Слайд 30РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
Убедившись, что подросток живет в

тяжелых условиях, педагог должен:

Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам: вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Если у подростка уже появились психические аномалии, на почве семейных раздоров его следует проконсультировать у психиатра. А тот потом сам решит, что можно сделать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ Убедившись, что подросток живет в тяжелых условиях, педагог должен: Объяснить

Слайд 31Трудности детей «группы риска»


1
2
3
4
5

Малообеспеченность
семей

Успеваемость
и посещаемость
детей

Безнадзорность детей
во

внеучебное время


Наличие вредных привычек
и
совершение правонарушений


Профориентация подростков

Трудности детей «группы риска»12345Малообеспеченность семейУспеваемость и посещаемость детей Безнадзорность детей во внеучебное время Наличие   вредных

Слайд 32Формы и методы работы с семьёй
План работы «Семья и школа»

Организация социально-

психологической службы

Индивидуальная
работа с семьями

Изучение и диагностика

семей

Организация лектория
для родителей

Совместная деятельность школы и родителей

Формы и методы работы с семьёйПлан работы «Семья и школа»Организация социально- психологической службыИндивидуальнаяработа с семьямиИзучение и диагностика

Слайд 33Принципы общения с детьми «группы риска»
коллективной
деятельности
диалога
согласования
разумной требовательности
педагогической
поддержки
связи с

реальной
жизнью

уважения
индивидуальности
ребёнка

возрастного
подхода

стимулирования
самовоспитания

Принципы общения с детьми «группы риска»коллективной деятельностидиалога согласованияразумной требовательностипедагогической поддержкисвязи с реальной жизньюуважения индивидуальностиребёнка возрастного подходастимулирования самовоспитания

Слайд 34 Организация работы с семьёй оказавшейся в социально опасном

положении .

Прежде всего я начинаю свою работу с изучения семьи .
В зависимости от характера проблем в семье оказываю образовательную , психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Составляю карту семьи ( даты рождения всех членов семьи , знаменательные даты )



Медицинский аспект

Социально-административный аспект

Психолого-педагогический аспект

Организация работы с семьёй оказавшейся в социально опасном  положении . Прежде всего я

Слайд 35Медицинский аспект

Наблюдается медико-биологические отклонения у членов семьи , или ярко

выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи .

Социально-административный
аспект







Условия и уровень жизни семей расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей .
Психолого-педагогический
Аспект

Нарушение внутрисемейных и внешних социальных связей ведет к личностной деформации членов семьи .


Медицинский аспект Наблюдается медико-биологические отклонения у членов семьи , или ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи

Слайд 36РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ ЗАВИСИМОЙ ОТ АЛКОГОЛЯ
Работа

социально педагога с семьями зависимых от алкоголя должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами , а также органами опеки и попечительства .
Цель- раскрыть родителям и учащимся отрицательные влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми , в том числе на семейные отношения , показать ущерб , который пьянство наносит семье .
Основная задача социального педагога в работе с семьёй зависимых от алкоголя – укрепление взаимодействия с ними , использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми , развитие ответственности за воспитание за воспитание, воздействия на состояние подростка, корректировка его поведения .
Задачей социального педагога также является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий



РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ ЗАВИСИМОЙ ОТ АЛКОГОЛЯ   Работа социально педагога с семьями зависимых от

Слайд 37БЕСЕДА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
1. Что я

хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в училище, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)
3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
4. Какие меры следует предпринять родителям и со стороны училища? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований, общих принципов воспитательных мер к ребенку следует придерживаться, чтобы они были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону педагога и активно ему помогают)
Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

БЕСЕДА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ     1. Что я хорошего могу

Слайд 38Работа с многодетными семьями
Знать Указ «О мерах по социальной поддержке

многодетных семей»– льготы для этой категории семей ;
Выявление и учёт многодетных семей ;
Предоставление информации о пособиях и социальных;
Консультирование членов семьи, социально- педагогическая поддержка;
Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
Работа с многодетными семьями Знать Указ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»– льготы для этой категории

Слайд 39Работа с малообеспеченными семьями
Выявление семей , наблюдение , изучение их потребностей

, внутрисемейные отношения .
Оказание юридической помощи : Помощь в предоставление возможных услуг в предоставлении возможных услуг , защита прав .
Направление в службу психологической помощи в случае необходимости .
Трудоустройство несовершеннолетних .

Работа с малообеспеченными семьямиВыявление семей , наблюдение , изучение их потребностей , внутрисемейные отношения .Оказание юридической помощи

Слайд 40Семейное консультирование в работе социального педагога
Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования

1. Воспитание

детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации , диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический ликбез, помощь в правовых вопросах);
2. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (содействие в решении внутрисемейных конфликтов);

3. Пропаганда здорового образа жизни (профилактика алкоголя, наркомании и табакокурения )
Семейное консультирование в работе социального педагогаПримерная тематика социально-педагогического семейного консультирования1. Воспитание детей в семье (решение проблем школьной

Слайд 41Советы социального педагога родителям
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении

воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относиться в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
Советы социального педагога родителям1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности

Слайд 42Рекомендации социального педагога родителям

Принципы отношений взрослых и детей
1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
2. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.
3. Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
4. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
Рекомендации социального педагога родителям

Слайд 43Прежде всего социальный педагог должен начинать свою работу с изучения семьи

.

Составляет карту семьи ( даты рождения всех членов семьи , знаменательные даты )

В зависимости от характера проблем в семье социальный педагог оказывает образовательную , психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы

Прежде всего социальный педагог должен начинать свою работу с изучения семьи .Составляет карту семьи ( даты рождения

Слайд 44Используемые ресурсы
Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа

пресс», 2003 г.
Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г.
Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г.
Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушени подростков», Москва, 2000 г.


Используемые ресурсы  Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.Л. Я. Олиференко,

Слайд 45 М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.
Р. В.

Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г.
Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №№ 1, 2, 3, 2009 г.
Шаблон презентации.
http://docer.wps.cn/threadview/wdid-9942.htm


Используемые ресурсы

М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть