Слайд 1Дети с ОВЗ:
как помочь ребенку учиться
Подготовила: педагог-психолог
МБО «Боградская СОШ»
Кроттер
Л.В.
Слайд 2«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней,
найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 В настоящее время происходят большие перемены в обществе в
отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Слайд 4
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Дети с ОВЗ
пео
Дети
с ОВЗ
Педагоги
Нормально развивающиеся дети
Семьи обучающихся
Психолого- педагогическое сопровождение
Слайд 5 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном
учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Слайд 6Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Слайд 7Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ характеризуется следующими принципами:
Непрерывность – отражает
необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е.на всех ступенях образования.
Системность- реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);
Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
Слайд 8Индивидуальный подход- важный принцип психолого- педагогического сопровождения – индивидуальный подход к
каждому ребенку и его семье.
Слайд 9Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
1. Психодиагностика.
2. Психологическая
реабилитация.
3. Психологическое консультирование.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.
Слайд 10В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает
обеспечивать:
своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии
определить оптимальный педагогический маршрут;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
-
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
консультировать родителей ребенка.
Слайд 11 Дети с ЗПР
1. Психодиагностическая работа.
Цель: выявление уровня
развития познавательных процессов.
Используемые методики:
1. «10 слов» (исследование памяти)
2. «Запомни картинки» (исследование памяти)
3. «Разрезные картинки» (исследование восприятия)
4. «Последовательность событий» (исследование восприятия)
5. «4 лишний» (исследование мышления)
6. «Классификация» (исследование мышления)
7.«Простые аналогии» (исследование мышления)
8. «Таблицы Шульте» (исследование внимания)
Слайд 122.Психокоррекционная работа.
Цель: коррекция познавательных психических процессов.
Задачи:
1. развитие процессов мышления
2. коррекция памяти
3.
коррекция внимания
4. коррекция восприятия.
Несколько упражнений:
«Запомни нужные слова».
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
«Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
Слайд 133.Консультативная работа.
Проведение индивидуальных консультаций.
Аналитическая работа.
Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.
Слайд 14Дети с УО
1.Психодиагностическая работа.
Диагностика эмоционального состояния личности- изучение структуры эмоциональных
отношений в классе «Социометрический тест (апробированМ.Битяновой) «Лесенка»;
Диагностика сформированности приёмов учебной –деятельности- выявление умения ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия; выявление точной моторики руки; определение уровня развития произвольной сферы ребёнка; изучение возможностей в области персептивной и моторной организации пространства «Рисование по точкам», «Графический диктант»;
Диагностика развития внимания- определение объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации ««Корректурная проба» (буквенный вариант)»;
Диагностика развития памяти- Изучение состояния памяти – непосредственного запоминания, способности к заучиванию и т.д «10 слов» (А.Р.Лурия);
Диагностика развития мышления- Определение уровня развития логического мышления; определение уровня развития наглядно-образного мышления «Лабиринт», «Четвертый лишний».
Слайд 152.Психокоррекционная работа.
психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
-преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;
- развитие
общих и умственных способностей, мелкой моторики;
- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;
- снятие психоэмоционального напряжения.
Слайд 163.Консультативная работа.
Проведение индивидуальных консультаций.
Аналитическая работа.
Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.
Слайд 17Для детей инвалидов
Для дальнейшего развития детей инвалидов, а также для успешной
интеграции в социум составляется ИПРА (Индивидуальная программа реабилитации и абилитации), в котором включены все основные направления деятельности психолога.
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы:
1) помощь в разрешении трудностей в обучении,
2) профессиональной подготовке и ориентации,
3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.
Слайд 18Структура календарно- тематического плана:
1 этап: Диагностический
Диагностика интеллектуального развития
ребенка. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы.
2 этап: Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
формирование и стимуляция сенсорно- перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
3 этап: Оценки эффективности:
Включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы
Слайд 19Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть.
Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения - 2-3 мин;
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Слайд 20Необходимо соблюдать общие принципы и правила при работе с детьми с
ОВЗ:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.