Слайд 1
Психологическое сопровождение выпускников при подготовке
к прохождению итоговой аттестации
Слайд 6Психологическая готовность к ГИА и ЕГЭ
Я хорошо представляю, как проходит экзамен
Полагаю,
что смогу правильно распределить время и силы во время экзамена
Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий
Я волнуюсь, когда думаю, о предстоящем экзамене
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене
Считаю, что могу сдать экзамен на высокую оценку
Слайд 7Чувство СТРАХА….
Чувства – это личный опыт, который мы постепенно накапливаем внутри
себя.
Страх – одно из НАШИХ чувств.
Если за свой страх вы станете винить других, то непременно придете к выводу, что изменять надо других. А это – не в ваших силах!
Слайд 9«Саморегуляция – как помощник при сдаче экзаменов»
Слайд 10Стресс – это абсолютно нормальная реакция организма, которая проявляется в различных
жизненных ситуациях. Как правило, это ситуации связанные с неопределенностью, повышенной ответственностью и эмоциональной нагрузкой. Именно такой ситуацией является экзамен.
Слайд 11Признаки стресса
Тревога
Учащение пульса
Страх
Бледность или краснота
Напряжение
Дрожь
Растерянность
Сухость во рту
Подавленность
Паника
Потливость
Желудочный спазм
Беспокойство
Расширение
зрачков
Слайд 12Опросник: «Насколько я предрасположен к стрессу»
Инструкция.
Необходимо честно и не раздумывая
дать ответ на предложенные вопросы – «да» или «нет».
Слайд 131. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие
знания и высокие оценки.
2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку.
3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку.
4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание.
5. Я иногда чувствую, что всё забыл.
6. Бывает, что «лёгкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником.
7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.
10. Я предпочёл бы отвечать знакомому преподавателю.
11. Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски.
12. Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, иногда возникает внутренняя дрожь.
Слайд 14Интерпретация результатов
Необходимо подсчитать количество ответов «да»:
от 0 до 3 – низкий
уровень тревожности, необходимо более серьёзно подойти к вопросу сдачи экзамена, усилить подготовку;
от 4 до 6 – подверженность экзаменационному стрессу средняя;
от 7 до 12 – подверженность экзаменационному стрессу высокая, было бы полезным пройти курс психологической подготовки к экзаменам.
Слайд 15
Справится с волнением при подготовке и во время экзамена помогает
саморегуляция.
Слайд 16Термин саморегуляция происходит от латинского слова Rеgulare которое дословно переводится -
приводить в порядок, налаживать.
Вообще под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать методы их достижения.
Так же саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, регулировать свое эмоциональное состояние, преодолевать эмоциональное напряжение.
Слайд 17Один из способов саморегуляции в период подготовки к экзаменам - это
сон.
Слайд 18Снять напряжение при подготовке к экзамену смогут следующие действия:
Слайд 19Упражнения на саморегуляцию и снятие напряжения в период подготовки к экзаменам
«Прощай,
напряжение!»
Контакт с водой
Слайд 21Упражнения на саморегуляцию и снятие напряжения во время экзамена
«Противострессовое дыхание»
Слайд 22Поможет дыхательная гимнастика!
Успокаивающее дыхание –
выдох в два раза длиннее
вдоха.
Мобилизующее дыхание –
вдох в два раза длиннее выдоха.
В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут
Слайд 23«Переход во времени»
«Сколько зубов? …»
«Медитация на предмет»
Слайд 25
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот
комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
Напрягите и расслабьте икры.
Напрягите и расслабьте колени.
Напрягите и расслабьте бедра.
Напрягите и расслабьте живот.
Расслабьте спину и плечи.
Расслабьте кисти рук.
Расслабьте предплечья.
Расслабьте шею.
Расслабьте лицевые мышцы.
Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Слайд 26Приём, при котором в воображении постепенно развивается терпимость к раздражителям: воображая
и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться).
Составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:
— Встать утром и выслушать родительские указания.
— Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.
— Поездка на место проведения экзамена.
— Рассаживание по местам.
— Получение тестовых бланков.
— Заполнение бланков — титульных листов.
— Решение заданий...
После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться.
Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке.
После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги.
Слайд 28Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те,
кто старается избегать неудач.
Слайд 29- Я могу получать радость каждый день своей жизни, даже если
впереди меня ждёт экзамен.
- Экзамен – лишь часть моей жизни.
- Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
- Чтобы ни случилось, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
- Я твёрдо уверен, что у меня всё будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.
Слайд 30Как преодолеть ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Переименование
Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не
само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события.
Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.
Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование».
Глобализация
Слайд 31Подготовка к ЕГЭ
Способы усвоения материала
Отдых
Работоспособность
Питание
Консультации с педагогами
Слайд 33Продукты, улучшающие ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ
Слайд 34Аутогенная тренировка
Дыхательные
упражнения
Йога
Спорт
Общение
Слайд 35- Микропаузы и отдых
Работоспособность
Продуктивность
Утомление
Слайд 36ВАЖНО:
Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма,
а не знаний.
Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды. Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.
Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
Но ни в коем случае нельзя принимать успокоительные лекарственные средства в день экзамена. Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия вы лишены достаточной мотивации для достижения успеха — до предельного уровня тревога как бы подстегивает человека. Во-вторых, под действием успокоительных средств вы не сможете как следует сосредоточиться.
Слайд 37Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные
экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, вы обязательно сдадите экзамен.