Слайд 1Психологическая поддержка самореализации студентов
Слайд 2Психологическая поддержка - это система социально-психологических способов и методов, способствующих самоопределению,
самореализации личности студента в процессе образования, в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций, а в дальнейшем, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптации к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Слайд 3Психологическая поддержка – это не отдельный вид деятельности, а постоянный процесс,
гармонично включенный в основной процесс образования.
Это непосредственная работа со студентами, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.
Слайд 4 Работа педагога-психолога строится на основании:
- Положения о Психологической Службе;
-
Положения о кабинете психолога;
- Должностной инструкции;
- Программы социально-психологической поддержки студентов;
- Программы социально-психологической адаптации студентов - первокурсников
- Плана работы педагога-психолога по направлениям;
- Перспективного плана работы педагога-психолога.
Слайд 5Главная функция психологической службы заключается в:
профессиональной заботе о психологическом здоровье
и личностном развитии студентов.
Слайд 6Ведущие принципы работы педагога-психолога:
• добровольность;
• конфиденциальность;
• творчество.
Слайд 7Основные цели:
• создание благоприятных социально- психологических и психолого-педагогических условий
для обучения;
• формирование психологической культуры и укрепление психологического здоровья;
• профилактика асоциального поведения;
• помощь в раскрытии личностного потенциала, самореализации и саморазвитии студентов;
• оказание психологической помощи в затруднительных личных ситуациях.
Слайд 8Основные проблемы, с которыми обращаются к педагогу-психологу:
• самопознание, желание понять себя;
•
трудности в общении;
• конфликты с окружающими;
• комплексы и неуверенность в себе;
• заниженная самооценка;
• эмоциональная неустойчивость;
• стрессы;
• психологические травмы;
• затруднения в принятии решений.
Слайд 9Можно выделить следующие задачи, которые решает психологическая поддержка.
1. Снижение общего нервно-психического
напряжения.
2. Формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.
3. Повышение мотивации к поиску работы и трудоустройству.
Слайд 11ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА:
(индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) - психолого-педагогическое изучение студентов,
родителей, педагогов на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Слайд 12 Так, в период времени с сентября 2013 г. по февраль 2014
г., в период адаптации студентов-первокурсников, было проведено:
- Психогеометрическое тестирование С. Деллигера (по определению типа личности, характеристики личностных качеств, поведения человека, а также выявления лидерских качеств);
- Диагностика по методике Айзенка (направлена на определение типа темперамента, уровня интро- экстраверсии - характеристики и индивидуально-психологических особенностей личности, эмоциональной устойчивости);
- Анкетирование «Мир моих увлечений» (направлено на выявление увлечений и интересов студентов);
- Анкетирование для классных руководителей групп-первокурсников (направлено на выявление проблем в период формирования студенческого коллектива);
- Групповой тренинг «Давайте, познакомимся» (направлен на формирование коллектива, умение активно слушать, обучение взаимодействию, внимание друг к другу, развитие самокритичности и самоанализа).
В данных диагностиках, анкетированиях, тестированиях, тренингах приняло участие 198 студентов групп нового приема, 8 классных руководителей. По окончании классным руководителям представлены подробные справки, даны рекомендации.
Слайд 13КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ:
оказание помощи студентам, их родителям, педагогическим работникам
и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
формирование у обучающихся, их родителей, у педагогических работников потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на протяжении всего периода обучения, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Слайд 14Так, с начала учебного года было проведено 29 индивидуальных и групповых
консультаций со студентами, их родителями, педагогами, связанных с проблемами адаптации, обучения, воспитания, межличностного взаимоотношения.
С начала 2013-2014 учебного года было проведено __ Советов профилактики, на которых были рассмотрены вопросы нарушения студентами правил внутреннего распорядка техникума, неуспеваемости, пропусков занятий без уважительной причины, недостойного поведения студентов в общественных местах и по месту жительства.
На внутритехникумовский учет были поставлены 34 студента, на учет в Комиссию по Делам Несовершеннолетних и Защите их Прав при администрации г. Миллерово – 35 студентов. 15 студентов, состоявших на учете в КДН и ЗП были сняты с учета по достижению совершеннолетия
Слайд 15ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение
ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога, врача психиатра, логопеда, педагогов и других специалистов;
предупреждение возникновения явлений дезадаптации студентов, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития подростков;
предупреждение возникновения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).
Слайд 16 С начала 2013-2014 учебного года было проведено 14 заседаний Совета профилактики,
на которых были рассмотрены вопросы нарушения студентами правил внутреннего распорядка техникума, неуспеваемости, пропусков занятий без уважительной причины, недостойного поведения студентов в общественных местах и по месту жительства.
На внутритехникумовском учете состоит всего 58 студентов, 10 из них поставлены в 2013-2014 уч. году, 8 студентов, были сняты с учета по достижению совершеннолетия.
Слайд 17ЭКСПЕРТНАЯ и ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА:
оказание помощи классным руководителям (по их запросу);
участие в
Психолого-медико-педагогическом консилиуме, административных совещаниях, посещение курсов, семинаров, заседаний МО;
анализ и планирование деятельности;
изучение и анализ научной, методической литературы;
подготовка отчетов, заключений, обработка результатов диагностики, оформление текущей документации;
разработка методов диагностики и психопрофилактики (по запросу администрации), работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.
Слайд 18На заседаниях МОКР были подготовлены отчеты с итогами проведенных диагностических обследований,
где были даны общие рекомендации по дальнейшему сопровождению воспитательного процесса.
Всего с начала 2013-2014 учебного года было подготовлено 2 выступления на МОКР.