Слайд 1«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и
педагогов»
Слайд 2
Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние
психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.
Задачи:
- познакомить участников с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
- рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;
- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал.
Слайд 5БЕЗОПАСНОСТЬ
Упражнение «Ассоциации»
Слайд 6Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также
возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных
Слайд 7Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних
и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Слайд 8Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его
психологического здоровья.
Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Слайд 10Факторы риска в образовательной среде :
- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами,
материально-технической
базы,
- низкая активность учащихся и педагогов,
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
Слайд 11Факторы, способствующие сохранению и обеспечению психологической безопасности.
- доброжелательную атмосферу,
- высокий уровень
вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
- уважительное отношение и др.
Слайд 12Упражнение «Карусель»
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Слайд 13Упражнение
«Пообщаемся руками»
Все участники встают в круг, вытягивают руки вперед и
закрывают глаза. Ведущий начинает упражнение:
- пообщаемся руками. Попытайтесь найти на ощупь руки ваших соседей.
- поздоровайтесь за руки;
-попробуйте взять соседа под руку;
-положите руки соседям на плечи;
-опустите руки и возьмитесь за руки;
-откройте глаза и похлопайте друг другу.
Слайд 14Игра «Ручеек»
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор.
Инструкция:
«Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Слайд 15Игра «Ручеек»
Обсуждение:
Что вы чувствовали во время упражнения?
Какие слова и фразы вызвали переживания?
Как
вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова?
Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
Слайд 16Упражнение «Корона»
Цель: дать возможность участникам почувствовать переживания, которые возникают во время
общения, когда их заставляют действовать соответственно стереотипам.
Задачи:
Ход упражнения:
На каждой «короне» должно быть написано одно из выражений:
«Улыбайся мне»
«Будь со мной сердитым»
«Игнорируй меня»
«Разговаривай со мной так, будто мне 5 лет»
«Подбадривай меня»
«Говори мне, что я ничего не умею»
«Жалей меня»
«Разговаривай со мной, как с кумиром»
«Соглашайся с каждым моим словом»
«Говори мне комплименты»
Каждому одевается на голову «корона» таким образом, чтобы тот не видел, что на ней написано. После этого группе дается тема для обсуждения, но обращаться во время общения к участникам своей группы нужно так, как написано на его «короне»
Слайд 17
Через 10 минут все участники по очереди, не снимая «корон», отвечают
на вопрос тренера: «что написано на его короне?»
Обсуждение:
1. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
2. Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
3. Как часто мы сталкиваемся с ситуациями навешивания ярлыков?
4. Как вы себя чувствовали в реальной жизни, когда кто-то навешивал на вас ярлык?
5. Как вы думаете откуда мы берем наши представления о других?
Слайд 18Игра «Противостояние»
Вам необходимо вступить в воображаемый спор. Первый — «обвинитель »: он стоит
рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно)!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем.
Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!». Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает).
Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом.
Обсуждение
Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?
Слайд 19
Упражнение
«Ты-не
сможешь!»
- «Я смогу!»
Слайд 20Упражнение «Ромашка откровений»
На лепестках ромашки пишутся фразы, например:
1. Я отличаюсь от
других тем, что...
2. Моя самая большая проблема — это...
3. Я счастлив потому, что...
4. Меня радует, когда...
5. Меня раздражает...
6. Я себе не нравлюсь за то, что...
7. Самое мое лучшее качество — это...
8. Я обижаюсь, когда...
9. Я себя люблю за то, что...
10. Я хочу, чтобы...
11. Когда я окончу университет...
12. Если бы я был(а) волшебником...
13. Мне хотелось бы изменить...
14. Друзья меня ценят за...
15. Мое жизненное кредо...
16. Я не смогу простить человека, если он...
17. В людях я больше всего ценю...
18. Мир вокруг кажется мне...
19. Иногда люди не понимают меня, потому что...
20. Мне бывает стыдно, когда...
Нужно продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.
Слайд 21 Упражнение
«Моечная машина»
Все участники становятся в две
шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Слайд 22Упражнение «Неужели это я?»
По кругу передается пакет с различными небольшими предметами.
Каждый участник выбирает любой понравившийся ему предмет. Около двух минут рассматривает его. Затем участники образуют пары. В паре каждый рассказывает о себе от лица выбранного предмета. Затем меняются предметами и рассказывают о себе от лица предмета партнера.
Слайд 23Проективная методика «Автопортрет»
Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги
большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобра-зить:
- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
- вместо носа – то, что они любят нюхать;
- вместо рта – то, что они любят произносить;
- вместо ушей – то, что они любят слушать;
- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.
По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о со-стоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружаю-щему миру.
Слайд 24Стресс на мне
Используем рисунок человека и спасательный круг
Слайд 25«Упражнение «Калоши»
Найти позитивное начало в любой ситуации
Слайд 27
Упражнение «Танец тела»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения через мышечную релаксацию, восстановление психоэмоциональной
целостности через согласованность действий мышечных систем.
Слайд 28«Тряпичная кукла»
Стирка
Езда на лошади
На машине
насос
Мытье окон
Катание на коньках
Слайд 29Упражнение «Коктейль удовольствия»
Каждому участнику предлагается составить список того, что доставляет удовольствие
и радость.
Список обсуждается в парах, даются комментарии и пояснения. Участники создают «коктейль удовольствия»: на бумажных силуэтах символически изображают источники удовольствия.
Слайд 30Рефлексия «Мои подарки»
Участникам предлагается дать обратную связь, закончив предложение:
«Наша встреча
сегодня подарила мне…»