Слайд 1УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ
Классный руководитель
Чёмушкина Любовь Ивановна
воспитательная программа
(5-9 класс)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Российской Федерации
Марченко Антона Александровича»
Слайд 2
Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок
делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Л. Кассиль
Пояснительная записка
Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
1 сентября 2013 года вступили в силу основные положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые также вступили в силу с 1 сентября 2013 г. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту.
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Многогранны виды деятельности, в которые мы, как классные руководители, стараемся вовлечь школьников. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, и спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества.
Воспитательная деятельность направлена на помощь ребёнку сформировать свою систему интересов, как основу успешной социализации личности. При этом для него должны быть значимыми общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, милосердие.
Программа развития ученического коллектива составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5–9 классов и рассчитана на пять лет.
Слайд 31 БЛОК
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Слайд 4Программа состоит из пяти ступеней:
1 ступень – 5 класс ДЕВИЗ: «Научился
сам – научи товарища!»
2 ступень – 6 класс ДЕВИЗ: «Вместе мы – сила!»
3 ступень – 7 класс ДЕВИЗ: «Я + ТЫ = Мы»
4 ступень – 8 класс ДЕВИЗ: «Жить – значит действовать»
5 ступень – 9 класс ДЕВИЗ: «Сам строю свою судьбу!»
Цели воспитательной деятельности:
- сплочение классного коллектива
- развитие нравственной, интеллектуальной, активной, творческой личности учащихся, способной к самопознанию и саморазвитию на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности
- развитие субъектности личности каждого учащегося
Задачи воспитательной деятельности:
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
-развитие творческих способностей детей;
-создание условий для самореализации каждого члена классного коллектива;
-создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
-объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
-формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств.
-формирование полового самосознания;
-профессиональная ориентация.
Исходя из целей и задач, был создан образ выпускника 9 класса:
Выпускник – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремленный человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Любовь».
Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности.
Он активен, обладает организаторскими способностями.
Он умеет самостоятельно работать с дополнительной литературой, стремиться продолжить свое образование или включиться в трудовую деятельность.
Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать свое поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.
Выпускник законопослушен, обладает основами правового образования.
Он стремиться строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал.
Выпускник стремиться к физическому совершенству. Сторонник
здорового образа жизни.
Слайд 5Принципы воспитательной работы
Прогнозируемые результаты I ступени
приобщение к истории своей семьи, школы,
города;
приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
устойчивые положительные результаты обучения;
приобщение к проектно-исследовательской деятельности;
повышение уровня социальной комфортности в коллективе;
привлечение родителей к сотрудничеству в организации воспитательной работы
Прогнозируемые результаты II ступени
воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности;
проявление уважительного отношения к старшим;
расширение кругозора;
активное участие родителей в жизни класса, школы;
Прогнозируемые результаты III ступени
воспитание чувства гордости за свою страну;
умение применять методы самовоспитания, самоконтроля;
повышения интеллектуального уровня;
проявление самостоятельной творческой активности;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя;
приобретение полезных социальных и практических умений преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;
расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся
1. Личностно-ориентированные:
целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
психологический комфорт (атмосфера раскрепощёности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
адаптивность (Школа – мой второй дом!).
2. Культурно-ориентированные:
смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру, как на основу мировоззрения;
толерантность;
целостная картина мира.
3. Деятельностно-ориентированные:
овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
креативность.
Слайд 6Прогнозируемые результаты
Прогнозируемые результаты IY ступени
формирование мотивации к познавательной деятельности.
совершенствование нравственных качеств
личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины.
совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций.
умение абстрактно мыслить, совершенствовать стиль общения.
увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни.
воспитание художественно - эстетический вкуса, развитие самотворчества в коллективе.
приобретение полезных социальных и практических навыков
Прогнозируемые результаты Y ступени
формирование и развитие Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;
проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны:
расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся;
Слайд 7Условия реализации программы
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
- создание благоприятных
условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, органов местного самоуправления, общественных организация;
- совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования
Слайд 8Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическая деятельность
тестирование
анкетирование
микроисследования
педагогически направленное наблюдение
Профессиональная ориентация
профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
профессиональное
просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
Работа с семьёй
изучение воспитательного потенциала семьи
психолого-педагогический всеобуч родителей
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
классное самоуправление
анкетирование
тематические классные часы
изучение о правах ребёнка
посещение музеев, выставок, театров, библиотек
участие в социально значимых проектах и акциях
Дополнительное образование
вовлечение в факультативы, кружки
организация кружков
творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
познавательные классные часы
экскурсии
участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах
Спортивно-оздоровительная деятельность
тематические классные часы
участие в спортивных мероприятиях
экскурсионно-туристическая работа
пропаганда физической культуры
Свободные общения
дискотеки
вечера отдыха
игры
Слайд 92 БЛОК
Содержание направлений работы
Слайд 10Основные направления организации воспитания и социализации учащихся
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к
правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенний и весенний кросс, Новогодний праздник, праздник мам и бабушек, «Зарница», Масленица, встреча с участниками ВОВ, турслёт, День здоровья, участие в акциях, проектах и др.
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
Слайд 113. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся
представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
Слайд 126. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений
о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
9. Воспитание семейных ценностей:
формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Слайд 1310. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая
межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
11. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Слайд 143 БЛОК
ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Трудовой совет
Спортивный совет
Патриотический
совет
Культмассовый совет
Староста
Учебно-познавательный совет
Слайд 15Ученическое самоуправление
Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Ученическое
самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует и направляет работу которых, совет класса. Практическая деятельность в составе одной из 7 служб способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Актив класса:
Староста – координирует деятельность всех учащихся класса:
заместитель классного руководителя
Учебный совет – фиксируют пропуски уроков учащихся по болезни и без причины, организует посещения ребят, которые находятся на лечении в больнице, готовят сообщения для учащихся класса в период эпидемий, болезней ит.д., подводят итоги успеваемости класса за месяц:
ответственный за проверку тетрадей, школьно-письменных принадлежностей
ответственный за проверку дневников
ответственный за учёт заболеваемости одноклассников
ответственный за пропуски уроков
ответственный за учёбу
ответственный за получение и сдачу школьных учебников
«Пресс-центр»– оформляют классный уголок, выпускают классные и школьные газеты к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, оформляют классный альбом «Наша школьная жизнь»:
летописец
журналист
редактор
оформитель
Трудовой совет– ведут контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, генеральными уборками кабинета, подводят итоги по результатам дежурства:
старший дежурный
ответственный за проведение генеральных уборок
ответственный за сохранность и ремонт мебели в кабинете
ответственные за состояние растений в классе
Спортивный совет – отвечают за популяризацию физкультуры среди учащихся класса, готовят команды класса для участия в спортивных состязаниях, акциях, ведут учёт учащихся питающихся в школьной столовой:
ответственный за питание
ответственный за проведение акций в неделю добра и другие
ответственный за формирование команд для спортивных мероприятий
ответственный за учёт спортивных достижений учащихся
Слайд 16 Культмассовый совет – занимаются подбором необходимого материала для подготовки сценариев, викторин,
вечеров, праздников в классе, часов общения, информационных часов:
организатор досуга
сценарист
режиссёр
ди-джей
Патриотический совет – занимаются поисковой работой для школьного музея, организует волонтёрскую деятельность(тимуровскую) с классом
организует участие класса в музейной работе
организует класс на волонтёрскую деятельность
ответственный за работу с ветеранами
Слайд 18Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это
необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Правила жизнедеятельности классного коллектива:
будь настойчив в учёбе, труде, спорте
добросовестно относись к своим поручениям
живи весело, содержательно, будь активным, творчески подходи к любому делу
соблюдай порядок и чистоту в классе и школе
узнавай побольше о своем посёлке, городе и их жителях
уважай людей, живущих рядом
не отказывай в помощи одноклассникам и помогай нуждающимся в твоей помощи
делай приятное своим друзьям и окружающим людям
дорожи мнением о себе других людей
хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь
дорожи дружбой, помни - мы коллектив!
Правила поведения для учащихся класса
Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
Не передвигать учебные столы и стулья.
Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться.
Подготовить перед уроком рабочее место и учебные принадлежности.
Не менять рабочее место без разрешения учителя.
Дежурным учащимся протереть перед уроком доску.
Не опаздывать на уроки.
Внимательно слушать объяснения учителя на уроке, соблюдая порядок и дисциплину.
Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Памятка для учащихся по ПДД
Ходите только по тротуару!
Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрёстках по линии тротуаров.
Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!
На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом!
Не ездите на подножках и выступах транспорта!
Остановившийся автобус обходите спереди, только тогда можно увидеть встречный автобус.
Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешённых для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.
Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!
Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.
Слайд 19Основные формы деятельности
классные часы
праздники
беседы
диспуты
викторины
конкурсы
экскурсии
поездки
соревнования
КТД
Игры
занятия – практикумы
поисковая деятельность
проектная деятельность
благотворительные мероприятия, акция
анкетирования, тестирования,
наблюдения
Основные виды деятельности:
познавательная
игровая
творческая
спортивная
коммуникативная (общение)
досуг
допрофессиональная
Традиции:
каждому – поручение;
проверка дневников;
классные часы;
дежурство по классу;
дежурство по школе;
генеральная уборка раз в четверть;
уголок класса;
поздравления;
поездки, экскурсии;
семейные праздники.
Слайд 205 БЛОК
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Слайд 227 БЛОК
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 23ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 24Психолого – педагогическая
характеристика классного
коллектива
В 8 «б» классе всего 25 учащийся,
один из которых 2000 года, 24 -2002 года
Девочек – 11; - мальчиков – 15;
из неполных семей – 6; - из полных семей –18;
сироты – 0; - полусироты – 2 (Захаров Данила, Колесников Сергей);
из многодетных (более 3) – 0;
единственный ребенок – 6; опекаемые – 1 (Мартынова Наталья)
Из 25 учащихся 1ученик проживает в п.Кировский, 2 ученицы проживают в п. Присамарский, в школу добираются на школьном автобусе.
По итогам 2015/2016учебного года учеников закончили 5 класс на «отлично». Это:
Иванова Анна
Мартиросян Анжела
Мордвинцева Наталья
3 ученика успевают на «4» и «5».
Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Общий уровень знаний удовлетворительный. Есть ученики, которые учатся по настроению, не стремятся учиться лучше, хотя есть способности. Это Захаров Данила, Колесников Сергей, Мухарямов Данила, Меркулов Антон, Третьяков Кирилл. Есть одаренные дети – Мартиросян Анжела, Мордвинцева Наталья, Копылова Злата, Иванова Анна. Они отлично успевают по всем предметам, очень активные, эрудированные, всесторонне развитые. Активно участвуют в районных и областных конкурсах и добиваются хороших результатов.
Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также активные, артистичные. Учащиеся занятия без уважительных причин не пропускают. Кроме учебных занятий ребята участвуют в предметных кружках, индивидуально занимаются с учителями. Активное участие принимают в общешкольных мероприятиях, занимают призовые места. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса.
Слайд 25Учащиеся с уважением относятся друг к другу. В классе нет группировок
отрицательного характера. Учащиеся любят вместе проводить свободное время в школе и вне нее, например, в походах. Во время сельхозработ ученики трудятся совместно. Они в классе дружат, уважают друг друга. Ученики радуются за удачи одноклассников, болеют за класс, в трудных минутах поддерживают друзей. При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе и защищать честь класса.
Учащиеся умеют организоваться для выполнения коллективных дел, сами распределяют между собой работу. Они способны это сделать, но иногда необходимо им помочь, поддержать их. Ученики внимательно выслушивают друг друга на классных часах, при выполнении определенных дел, но могут отстаивать свои права. В классе есть общественное мнение. Учащиеся одобряют хорошие поступки товарищей, например, уважительное отношение друг к другу, к учителям. Они осуждают за грубость, за невыполнение своих обязанностей. Одобрение или неодобрение может быть выражено и словами, и делами, например, обсуждение на классных часах. В классе существует и самокритика. В отношениях школьников преобладает гуманистическая направленность.
Ребята дружат не только в школе, но и вне ее. Вместе посещают секции, в праздничные дни посещают Дом культуры. Во время каникул встречаются друг с другом, катаются на велосипедах, коньках. У многих учеников дома есть телефоны, мобильные телефоны, поэтому они постоянно перезваниваются, держат друг друга в курсе всех событий, как классных, так и личных. Стараются помочь своим товарищам и в учебе, и в каких-то трудных жизненных ситуациях. Ученики видят недостатки одноклассников и стараются помочь им преодолеть их. Если иногда появляются дезорганизаторы, объясняют им ошибки, ставят на правильный путь.
Слайд 26В классе есть актив, его выбирают в начале учебного года на
добровольной основе. В основном официальный и фактический актив совпадают. Актив имеет авторитет, лидер класса – Мордвинцева Наталья, староста – Мордвинцева Наталья. Ученики стараются выполнять распоряжения актива. Лидеры из класса в класс остаются в составе актива не только класса и школы, и работают на школьном уровне , например, посещают Совет Школы. Но есть и те, кто с возрастом все дальше отходит от дел класса. Им не хочется принимать участия в классных делах. Необходимо проводить с ними беседы, заинтересовать их (Асланян Александр, Членов Никита).
Ученики стараются принимать участие в общешкольных мероприятиях. Ученики класса поддерживают дружеские связи с учениками других классов, например, играют в футбол, волейбол, готовят общие праздники.
В классе продолжают проводиться мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива. Следует уделить внимание на возрастные особенности учеников, проводить беседы на нравственные вопросы , обсуждать насущные проблемы. Необходимо использовать все возможности для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.
Слайд 278 БЛОК
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Слайд 28Работа с высокомотивированными детьми
Ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями
к учению, т. е. одаренностью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на развитой речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного и компетентностного педагогических подходов в целях гармонического развития учащегося как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
Слайд 29г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин, что
является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. взаимодействуя с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Работа с одарёнными и талантливыми детьми строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Условно можно выделить три категории высокомотивированных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Слайд 304. Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы
каждым членом коллектива школы и усиление, в связи с этим, внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
учебно-исследовательские конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Слайд 31«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Изучение педагогически запущенных школьников.
Выявить педагогически запущенных школьников.
Путем
систематических наблюдений за учеником установить характер его педагогической запущенности (пробелы в знаниях, отставания или задержка в развитии, отклонения в отношениях). Наметить пути и способы их преодоления.
Путем наблюдений, анкетирования установить положение ученика в классном коллективе. С этой целью во всех классах в течение первой четверти провести социометрическое изучение классного коллектива. Выявить отверженных, принимаемых и предпочитаемых. Наметить пути и способы улучшения взаимодействия между детьми.
Изучить интересы, способности, склонности ученика. Возможность включения его в кружковую, общественно-полезную деятельность.
Установить входит ли трудный ученик в другие группы и компании сверстников в школе и за ее пределами. Изучить характер влияния этих групп на данного ученика.
Изучить положение ребенка в семье, характер взаимоотношений в ней, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния.
Заполнить Социально-педагогический паспорт семьи.
Организация педагогической помощи.
Вести систематический учет пробелов в знаниях трудных учеников. Наметить пути и способы их ликвидации.
Повысить и укрепить интерес педагогически запущенного ученика к учебе, уверенность в свои силы.
Укрепить положение педагогически запущенных детей в коллективе класса, положительные связи и отношения их с товарищами.
Не снижая педагогической требовательности к «трудным» учащимся, проявлять к ним уважение, доброжелательность, приветливость и дружелюбие.
Показать родителям, как нужно работать с «трудным» ребенком дома, опираясь на его положительные стороны, как организовать его рабочее и свободное время.
Установить и поддерживать с родителями «трудных» учащихся доброжелательные отношения. Проявлять участие и оказывать помощь в организации воспитательной работы с детьми в условиях семьи.
Повышать педагогическую грамотность родителей и их ответственность за воспитание детей.
Вести дневники наблюдений за «трудными» учащимися.
Цель: обеспечение условий для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся класса.
Задачи:
- создать условия для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- оказывать действенную и незамедлительную психолого-педагогическую помощь всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
-тсоздать условия для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Слайд 32Организация свободного времени « трудных» детей.
Всех «трудных» учащихся включить в работу
кружков и секций в школе и вне ее, исходя из интересов и возможности детей, целей и задач воспитательной работы с ними. Вести контроль посещения ими кружков и секций.
Вовлекать «трудных» в общественно-полезную деятельность с учетом их интересов и возможности, стимулировать и поощрять их участие в этой работе.
Организовать ненавязчивый контроль проведения свободного времени «трудных» учащихся, их участием в деятельности группировок по месту жительства, за характером и направленностью этих компаний.
Поддерживать систематический контакт с инспектором ПДН.
По проблемам проводить классно-обобщающие контроли, работу классного руководителя с дневниками учеников, классными журналами, индивидуальную работу с учащимися группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении, с отражением ее в «Дневниках наблюдений».
Индивидуальная работа
с учащимися и родителями
Слайд 35 9 БЛОК
РАБОТА С РОДМИТЕЛЯМИ
Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя
могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Слайд 38Состав родительского комитета
Состав общешкольного родительского комитета
Полезные ссылки
Комментарий юриста относительно статуса, функций
и полномочий родительского комитета в образовательном учреждении http://www.klerk.ru/law/articles/153878/
Положение о родительском комитете http://adminschool.ucoz.ru/publ/5-1-0-73
Слайд 39Протокол родительского собрания № ____ от _____________________
1.Тема _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
2.
Цель и задачи _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Присутствовали ________ чел. (список прилагается)
4. Повестка дня: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
5. Выступили по вопросам: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Постановили (решение собрания): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классный руководитель: _______________________
Секретарь _____________________________________
Слайд 40Приложение к протоколу
родительского собрания
№ _____ от «__» ____ 201_г
Лист
ознакомления с приказом/ инструкцией
________________________________________________________________________________
(Название инструкции или полный текст)
Родители:
____________________________________________________ ________________
____________________________________________________ ________________
____________________________________________________ ________________
_____________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ ________________
______________________________________________________ ________________
_____________________________________________________ _________________
______________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ ________________
______________________________________________________ ________________
_______________________________________________________ _________________
_____________________________________________________ __________________
_____________________________________________________ ________________
_____________________________________________________ ________________
______________________________________________________ ________________
Слайд 41ЯВКА РОДИТЕЛЕЙ НА СОБРАНИЕ
Пояснение: в графу «ФИО родителя» вписать все фамилии
родителей учащихся, присутствие родителей на собраниях отмечать знаком «+» в графах «Дата:» или вносить подписи присутствующих родителей
Слайд 42ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Слайд 45ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Участие классного коллектива в
решении проблем местного социума:
Слайд 47План мероприятий по подготовке к региональному экзамену на 2016/2017 учебный год
Слайд 48
Повысился уровень воспитанности обучающихся.
Определённых успехов удалось достичь в сфере сплочения коллектива.
Учащиеся
приобретают навыки уважительного отношения к окружающим.
Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников различных мероприятий, конкурсов, соревнований, акций. Класс имеет своё «лицо» в школьном образовательном пространстве.
Учащиеся по мере возможности принимают участие в решении различных проблем социума.
Возрос уровень самостоятельности: учащиеся выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьёзно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы и т.д.