Слайд 1Работа с трудными детьми
Подготовила:
педагог-психолог
МБОУ СОШ с.Какрыбашево Гафарова А.Ф.
Слайд 2Вот он сидит перед нами, взгляните
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны
тонкие нити
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли..
Нет!!! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С.Давидович
Слайд 3Трудный ребёнок
– это учащийся, у которого в течение длительного времени (более
3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах
Слайд 4Это проблемы:
в обучении;
во взаимоотношении со сверстниками;
во взаимоотношении с родителями;
рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
комплексные проблемы.
Слайд 5Их проявлением может быть
нарушение поведения
(от замкнутости до агрессии);
эмоциональное неблагополучие
(плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;
нарушение общепринятых норм поведения
(совершение противоправных действий).
Слайд 6
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания
его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:
посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами);
внеклассную деятельность в школе;
экскурсии;
посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
туристические походы;
участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Слайд 7Алгоритм
работы
с учащимися
«группы риска»
Слайд 8
Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся
Шаг 1. Выяснить, кто из
ребят относится к «группе риска, по какой причине.
Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).
Шаг 4. Составить карту учащегося.
Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
Слайд 9Советы классному руководителю
Трудный подросток постоянно
нуждается в помощи, нужно помочь
ему
в учёбе, выполнении поручения,
в выборе любимого занятия,
в использовании свободного времени.
Слайд 10Помогать и систематически
контролировать, опираясь на актив
класса. Всесторонне изучать личность
подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.
Слайд 11Быть активным по отношению к
трудному подростку, никогда не
обвинять его
в том, в чём его вина не доказана.
Слайд 12Критика подростка должна быть
конкретной, по существу.
Критиковать не вообще, а
за
совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.
Слайд 13Осуждая подростка за проступок,
неблаговидное действие, нужно
проявлять при этом уважение
к личности школьника.
Слайд 14Нельзя учителю в пылу нервного
возбуждения дать волю чувствам,
изливая их
в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним.
Слайд 15Классный руководитель должен
всегда быть оптимистом и открыто
выражать надежду на
исправление
трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
Слайд 16Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес,
особенно
чувствителен к похвале,
поощрению, своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не
оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
Слайд 17Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному
подростку,
не заигрывать с ним и в то же время
уметь кое-что прощать, « не замечать».
Слайд 18Приемы
Просьба о помощи
Оцени поступок
Обсуждение статьи
Стратегия жизни
Сказка для воспитанника
Ролевая маска
Мой идеал
Личный пример
учителя
юмор
Рассказ о себе и других
Слайд 19
Каждый
классный руководитель
должен:
- составить план работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
- вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.
Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.
Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
Слайд 20Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
- нарушение Устава
школы;
- систематическое невыполнение домашнего задания;
- отказ от работы на уроке;
- нарушение дисциплины на уроке;
- прогулы учебных занятий;
- драки, грубость, сквернословие;
- курение;
- употребление спиртных напитков;
- совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
- совершение преступления;
- систематическая порча государственного и личного имущества;
- издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
- единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
- совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
Слайд 213. Постановка на учет возможна:
по заявлению классного руководителя;
по заявлению администрации школы;
в
результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
Слайд 224. Предоставление документов для постановки на учет
Заявление классного руководителя
Характеристика на учащегося
Акт
посещения на дому
Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
Выписка оценок за текущую четверть
Слайд 23Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если
родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.
Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.
На учащегося заводится учетная карточка.
Слайд 24Карточка учёта
МБОУ СОШ с.Какрыбашево
Фамилия______________________________________
Имя_______________________________
Дата рождения_______________________
Адрес______________________________
Телефон____________________________
ФИО матери_________________________
_________________________
ФИО отца___________________________
_____________________________
Причины постановки на учёт:
____________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 25
КАРТОЧКА
индивидуальной работы с учащимся
Слайд 26Личное дело
учащегося, требующего индивидуального подхода
к обучению и воспитанию
Дата заполнения________________
Фамилия______________________
Имя__________________________
Отчество_____________________
Дата
рождения________________
Национальность_______________
Домашний адрес____________________________________________
Состав семьи:_________________
Мать_______________________________________
Ф.И.О._____________________________________
Место работы
Отец_______________________________________
Ф.И.О.________________________________________
Место работы
Педагогическая характеристика____________________________________________
Психологическая характеристика___________________________________________
_______________________________________________________________________________
Причина постановки на учёт_______________________________________________
_________________________________________________________________________________
Проводимая индивидуальная работа ( кем и что конкретно)_____________________
_______________________________________________________________________________
Инд.беседы______________________________________________________________
Посещения на дому_______________________________________________________
Приглашение
на Совет профилактики____________________________________________________
в КДН и ЗП Туймазинского района_________________________
в ПДН ОВД Туймазинского муниципального района_____________________________
________________________________________________________________________
Посещение кружков по интересам и спортивных секции______________________
______________________________________________________________________
Слайд 275. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
Обо всех результатах
контроля классный руководитель ставит в известность родителей.
Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.
Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.
Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в КДНиЗП.
Слайд 286. Снятие учащегося с ВШУ
Для того, чтобы снять с учета в
результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:
Заявление классного руководителя
Характеристику на несовершеннолетнего
Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата
Выписку оценок из классного журнала
Слайд 29
Психолого-педагогическая карта учащегося
Ф.И.О._________________________________________________________________________
школа, класс ____________
пол ________________
Классный руководитель ____________________________________
____________________________________
Слайд 30Общие правила
для классного руководителя
Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от
правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.