Слайд 1Преодоление ОНР у детей
в семье
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Теремок» с. Красногорск
Сахалинская область
Выполнила:
учитель – логопед
Ерина Елена Валерьевна
(обучающий семинар для родителей)
Часть 1
Слайд 2
Актуальность:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день
очень актуальна, так как процент дошкольников с речевыми нарушениями стабильно высокий.
Семья, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Слайд 3
Цель:
Педагогическое просвещение родителей и
вовлечение их в совместный с
учителем-логопедом коррекционный процесс .
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей с ОНР.
Воспитывать у родителей интерес к логопедическим занятиям;
3. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
Слайд 4ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Слайд 51.Здоровье (патология беременности, родов, другие нарушения).
2. Неправильные условия формирования речи ребенка
в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями, педагогическая запущенность, гиперопека и т. д.).
3.Билингвизм (двуязычие), например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье — на другом.
4.Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок. (Недостаточность общения с ребенком. У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.)
Причины возникновения ОНР
Слайд 6I этап – понимание речи
Учить понимать: названия предметов и действий с
многократным повторением одного и того же задания; вопросы: «Покажи, где сидит зайка. Куда идет девочка? Кому мама дает мяч?» и т.п.
Формировать отраженные действия: «Сделай, как я». Ребенка можно попросить поиграть на дудочке, покачать куклу, выполнить по подражанию различные движения руками, вызвать звуковое подражание («Как мычит корова? Как гудит машина?» и т.д.).
Важно! Развивать речевое подражание
в процессе совместной с ребенком игры.
Нельзя! Перегружать пассивный словарь
детей малопонятными для него словами.
Слайд 7II этап – построение простых двухсловных предложений
Учить:
- Запоминать наиболее употребительные
словосочетания;
Работать над расширением объема понимания речи, обучать словоизменению и
различению грамматических форм
единственного и множественного
числа существительных и глаголов.
Слайд 8III этап –построение грамматически правильных предложений.
Учить:
различать слова, сходные
по звучанию;
понимать действия,
изображенные на сюжетных
картинках;
делить слова на слоги;
исправлять звукопроизношение;
работать над слоговой структурой слова.
Слайд 9IV этап – построение грамматически правильных предложений из 3 – 5
слов
Учить:
формировать навык связной речи,
расширять объем предложений,
сопоставлять грамматические формы глагола,
Составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
развивать и совершенствовать связную речь.
Слайд 10Родители должны знать, что к трем годам ребенок:
активно использует в речи
около
1500–2000 слов;
2) говорит о себе в первом лице;
3) использует слова всех частей
речи;
4) свободно строит фразы, может
построить полное предложение и даже развернутое высказывание.
Слайд 11Нормы речевого развития
аааоо
Во дворе трава, на траве дрова
Р
Мама, дай
мама
Как ребенок учится
говорить
3-6 месяцев
Произносит до 1000 звуков, входящих во все языки мира
2 года - Умеет строить фразы из 3-4 слов
1 год – произносит отдельные слова: «мама», «папа», «дай»
3 года – речь сформирована, умеет читать стишки, поёт
4 года - можно начинать занятия с логопедом
5 лет – практически произносит все звуки, включая и звук «Р»
6 лет- исправление дефектных звуков
Слайд 12Последовательность появления звуков речи
Слайд 13Инструкция для родителей в преодолении ОНР у детей
Внимательно присмотреться к
ребенку и оценить его особенности и возможности.
Выполнять:
Артикуляционную гимнастику;
Упражнения на развитие речевого дыхания;
Игры на развитие мелкой моторики;
Читать и разучивать стихи, потешки, прибаутки и т.д.
Слайд 14Советы родителям
1.Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание),
комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3.Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля и т.д.
4.Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
Слайд 155. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность
и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7. Не говорите при ребенке о его отставании.
Слайд 168.Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст
до понятных фраз.
9.Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".
Слайд 1712. Если ребенок плохо различает звучащую речь, говоря, постарайтесь приблизиться к
ребенку, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно, при этом позаботьтесь о том, чтобы не мешали посторонние звуки.
13. Говорите с ребенком так, как будто сообщаете ему что-то очень важное и личное.
14. Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться, чтобы он приготовился слушать. Помогите ребенку понять, что вы от него хотите, показывая ему это. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, даже если он не пытается говорить, подобно сверстникам. Чтобы помочь ребенку научиться повторять ваши слова, следует, отчетливо их произнося, одновременно демонстрировать то, что эти слова означают.
Слайд 18Устранение ОНР – процесс трудный и долгий, включающий коррекционную деятельность различных
специалистов (воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов) при обязательном участии родителей. Поэтому, единство требований, предъявляемых к старшим дошкольникам с ОНР, в ДОУ и в семье является важным условием эффективного воспитания детей. Родители должны знать алгоритм методических занятий ребенка с ОНР по развитию речи.