Слайд 1Правовой статус образовательной организации
Слайд 2Нормативно-правовая база
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N
7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
3. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях»
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Прочие НПА
Слайд 4Юридическое лицо (ст.48 ГК РФ)
Слайд 5Признаками юридического лица являются
Слайд 6Юридическое лицо
КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ -
юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности и распределяющее полученную прибыль между участниками
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ –
юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками
Слайд 8Ответственность образовательной организации КАК
Слайд 9Регистрация юридического лица
Федеральный закон от 8 августа 2001 г.
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Слайд 10Органы юридического лица, осуществляющие управление
Единоличные органы управления (действуют от имени организации)
Коллегиальные
органы управления
ФЗ № 273 ст. 26
Слайд 11Учредительные документы
Устав образовательной организации
ФЗ № 273 ст. 25
Слайд 12
Образовательная организация создается в форме, установленной для некоммерческих организаций
до 1.09.2014 г.
такой перечень был открытым
Слайд 13Классификация юридических лиц (после 1.09.2014 ФЗ № 99)
11 форм НКО
Слайд 15Правовой статус учреждений
Учреждение
организации, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера
Слайд 16Основные цели деятельности не связаны с извлечением прибыли
Приносящая доход деятельность разрешена
учреждениям при соблюдении двух условий
виды такой деятельности должны быть указаны в уставе;
такая деятельность должна носить дополнительный характер и служить достижению основной некоммерческой цели деятельности учреждения.
Слайд 18«Двойная» типология образовательного учреждения
Слайд 19Виды образовательных организаций
Слайд 20
Сравнительная характеристика гражданско-правовой ответственности учреждений
Слайд 21Полномочия учредителя ОУ
полномочие принимать решения о реорганизации, ликвидации, смене типа
учреждения
решения о прекращении трудового договора с руководителем учреждения «в связи с принятием уполномоченным органом решения»
учредитель как собственник обладает рядом полномочий: санкционировать сделки с имуществом учреждения, вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество
Слайд 22Права и обязанности учредителя ОО
Слайд 23Права и обязанности учредителя ОО
Слайд 24Права и обязанности учредителя ОО
Слайд 25Компетенции ОО
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего
трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с ФГОС, ФГТ, ОС;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
………Прочие ч. 3 ст.28 ФЗ № 273
Слайд 26Обязанности ОО
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества
подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Слайд 27Реорганизация ЮЛ
способ прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических
лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального правопреемства
Слайд 30Ограничение принятия решений о реорганизации
муниципальные органы управления образованием фактически лишены возможности
свободного принятия решений о реструктуризации подведомственной сети учреждений, т.к. реорганизация или ликвидация учреждения возможны только в случае одобрения такого решения специальной, созданной на уровне региона, комиссией
Постановление Правительства Нижегородской области от 12.12.2013 N 926 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области»
Слайд 31УСТАВ
Правовую основу деятельности юридических лиц образуют не только нормативно-правовые акты,
но также и учредительные документы, в которых должны быть определены его наименование, место нахождения и порядок управления деятельностью, а также другие сведения предусмотренные законом.
Слайд 32Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
тип образовательной организации,
информация о ее
учредителе (группе учредителей),
виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности,
структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Слайд 33Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях»
наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,
предмет и цели деятельности,
сведения о филиалах и представительствах,
права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),
источники формирования имущества некоммерческой организации,
порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,
порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.
Слайд 34Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать
наименование учреждения,
указание на тип
учреждения,
сведения о собственнике его имущества,
исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,
указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
Слайд 35Устав автономного учреждения
Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:
1) наименование
автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;
1.1) указание на тип - "автономное учреждение";
2) место нахождения автономного учреждения;
3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;
4) предмет и цели деятельности автономного учреждения;
5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;
7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;
8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.
Слайд 36Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений
Слайд 38Реализация принципов единоначалия и коллегиальности
Единоначалие
Директор
Коллегиальные органы управления
Обязательные
факультативные
Общее собрание
Педсовет
Наблюдательный совет
Попечительский
Слайд 39Другие органы
Представительные органы
Совет обучающихся
Совет
родителей
Профсоюзы
Порядок учета мнения этих органов законом
не установлен, следовательно, он может быть определен уставом организации. При этом сам состав и порядок работы таких органов регламентируются не уставом и локальными нормативными актами образовательной организации, а внутренними положениями и иными документами таких представительных органов.